В бандероли оказался увесистый
Решение у Набокова созрело мгновенно: в музее должен быть «космический» раздел!
Вскоре Караштин уже встречал Набокова у себя дома, в подмосковном наукограде Королеве. Он охотно рассказал историю о том, как десять первых выпускников из Таганрога
Шел 1956 год. Караштин успешно сдал экзамены (он вообще был отличником), защитил диплом и получил распределение на военный завод в Сибирь. Девять его однокашников тоже паковали чемоданы, чтобы прибыть по месту распределения в разные точки страны.
Однако случилось так, что эти направления на работу первых выпускников приборостроительного факультета тогдашнего ТРТИ попались в Министерстве общего машиностроения на глаза генеральному конструктору советских космических кораблей Сергею Королеву. Королев удивился и рассердился: он ищет прибористов для решения такой глобальной задачи, как освоение космоса, и вот появляется первый выпуск профильных специалистов, а его рассредоточивают по другим объектам!
Первенство в освоении космоса было тогда едва ли не самой амбициозной мечтой СССР, а Сергей Королев был очень влиятельной фигурой. И таганрогских
Когда я узнал, с кем и над чем предстоит работать, у меня возникло ощущение, что я попал в пространство
Молодое пополнение в ведомстве Королева в шутку называли «детским садом». «Детский сад» не обижался: мыслил масштабно, действовал энергично.
«Разработку
Я слушаю экскурсию Набокова по «космическому разделу» музея, и растет мое удивление. Вот несколько лет назад показывали
Королев это Королев. Но неужели на протяжении целых десятилетий в Таганроге ничего не слышали о судьбе «великолепной десятки» ТРТИ?
Все, связанное с работой над космическими объектами, было чрезвычайно засекречено, говорит Олег Николаевич. Представьте, что только сравнительно недавно, собирая материалы для музея, я узнал тайну моего собственного двоюродного брата. Он тоже жил в Подмосковье, встречались мы редко, о роде своих занятий он никогда не распространялся. И вот семья другого выдающегося инженера из той десятки, Юрия Карпова, присылает нам фотографию, где Карпов в окружении коллег, и я узнаю среди них своего брата!
Ребята из той десятки работали над такими проектами, что и их имена, и то, чем они занимались, тоже было засекречено. Ведь тот же Владимир Михайлович Караштин в 80-е годы являлся техническим руководителем испытаний и подготовки пусков
Юрий Карпов, один из основоположников направления, связанного со всесторонней разработкой систем управления бортовой аппаратурой (СУБА), конечно, тоже был в числе «засекреченных». Когда в апреле
Гагарин совершил полет на корабле твердой посадки, который был устроен так, что на высоте пяти километров над Землей пилот катапультировался, над ним раскрывался парашют. Парашют появлялся и над кораблем, между парашютами космонавта и корабля существовала связка, которая должна была разорваться.
Однако Карпов засомневался: а вдруг не разорвется? Она крепкая Он предложил другое решение более безопасное для космонавта. Гагарин благополучно катапультировался, опустился на землю Казахстана, и пожилая женщина, увидевшая его, подумала, что это Бог. Но он улыбнулся ей своей лучезарной улыбкой и сказал, что он не Бог, а космонавт.
Потом Гагарин написал о своем первом полете книгу «Дорога в космос», и один из экземпляров с автографом подарил Карпову, а семья Карпова передала эту реликвию нам.
Кстати, у нас есть все основания предполагать, что о Таганроге в космосе вспоминали не раз.
В июне 1999 года космонавты, работавшие на орбитальной станции «Мир», сделали аппаратурой, система управления которой была разработана под руководством Карпова, снимок Таганрога. Это был их подарок Юрию Степановичу.
Таганрог с прилегающими к нему территориями, похож, если посмотреть из космоса, на голову медведя. Теперь эта «голова» в нашей витрине.
Не чужим Таганрог был для космонавта Джанибекова: в молодости, еще курсантом авиационного училища, он проходил практику в наших краях, и по сей день его связывает с нашим институтом
А до Луны таганрожцы не добрались?
Почему? Можно сказать, что и там оставили свой след: Владимир Шевелев, тоже человек из той великолепной десятки, участвовал в создании системы управления космического аппарата
Думается, Шевелев был человеком, которого бравые
Всего о вкладе таганрожцев, выпускников радиотехнического института (ныне технического университета ЮФУ), в развитие космонавтики в одной публикации не расскажешь. Интересно, что приборы, детали для приборов космических кораблей изготавливали и в самом Таганроге (в одной из витрин, к примеру, можно увидеть печатную плату, побывавшую в космосе, а произведенную в местном конструкторском бюро «Миус»). Но сотрудники этих КБ нередко очень смутно представляли, где будет востребовано дело их рук, какую страницу освоения космоса поможет открыть.
|
распечатать сообщить об ошибке |