є81-82 от 17 марта 2010 г.
ќбразование

Ѕездарных детей не бываетЕ

 огда к нему привод€т новых воспитанников, он говорит, что научить рисовать можно любого, но это никого не избавит от проблемы выбора профессии, которую каждый ученик дл€ себ€ решает уже самосто€тельно.

’от€, рассказыва€ о себе, ёрий Ќестеров утверждает, что у него-то как раз выбора и не было: он не мог не стать художником. ’удожником был его отец, —танислав Ќестеров. ќн часто брал мальчика в мастерскую, и предлагал четырехлетнему малышу срисовывать у р€дом работающих все подр€д. ѕотом была ƒетска€ художественна€ школа имени ј.—. и ћ.ћ. „иненовых, директором которой он сегодн€ €вл€етс€, –остовское художественное училище имени ћ.Ѕ. √рекова. ќ том, чтобы стать преподавателем, даже не думал. ѕривлекало чистое творчество.

”же после армии его как-то попросили позамещать преподавател€ в школе. ѕопробовал, да так и осталс€. Ќо от этого не перестал быть вольным художником. ѕросто научилс€ совмещать творчество со служебными об€занност€ми. Ќо главное, теперь он считает, что учить детей — его призвание. ј еще убежден, что все его ученики заведомо талантливы по одной простой причине:

— «аведомо бездарных детей не бывает, — утверждает ёрий —таниславович. — ќдин прекрасно чувствует цвет, другой склонен к графике, третий лучше всех понимает форму. Ќо эти склонности нужно еще вы€вить и раскрыть. Ќам в школе даетс€ 4 года дл€ работы с ребенком. ѕеред этим ученик год-два может заниматьс€ в подготовительном классе. –одител€м этих мальчиков и девочек € советую мен€ть преподавателей, потому что у каждого учител€ — свой подход. ј дети, они в себ€ все впитывают. “ак вот, пока ребенок может все улавливать, расшир€йте его диапазон видени€ и знани€.  аждый преподаватель может дать что-то свое, особенное, и не стоит лишать ребенка этой возможности.  роме того, открытьс€ каким-то способност€м иногда помогает именно определенный учитель.

— » все-таки как преподаватель почти с 20-летним стажем, вы можете выделить несколько признаков, по которым можно бы было определить, имеет смысл отдавать ребенка на рисование или лучше записать его в спортивную секцию?

— Ќа мой взгл€д, ребенка стоит сюда привести, чтобы, как минимум, расширить его кругозор, чтобы он попробовал рисовать. ј вдруг ему понравитс€? Ќужно его отвести и в музыкальную школу, и в спортивную секцию. ќн сам выберет, что ему нужно. ћожет случитьс€, что ребенок останетс€ у нас. ” него все будет прекрасно получатьс€. ¬озможно, лучше, чем у других. Ќо это вовсе не значит, что он станет художником. ћожет случитьс€, он после пойдет на танцы. » с таким же успехом будет лучше всех делать па, а потом не станет ни художником, ни танцором. Ќо ведь знани€ и навыки, которые приобрел он в нашей школе или в бальном или еще в каком-то классе, в жизни ему все равно пригод€тс€. Ќаши выпускники не всегда станов€тс€ виртуозами изобразительного искусства, но зато никогда не повес€т у себ€ дома какие-либо нелепые шторы.

 стати, дети могут не показывать очевидных успехов и год, и два. ” них то одно не получаетс€, то другое. ј художники часто выход€т именно из таких, потому что отличники, у которых всегда все получалось, при первой же неудаче нередко просто бросают начатое. ƒл€ троечника, которому нравитс€ процесс, неудача — обычное дело. ќн пробует снова и снова. » в итоге достигает результата. Ќе без помощи мудрого наставника, конечно.

” мен€ даже система оценок индивидуальна€. я не ставлю отметку выше, если ты сделал лучше всех в классе, а повышаю оценку, если у теб€ в этот раз получилось лучше, чем в предыдущий. ¬от это, действительно, успех. «начит, чему-то ребенок на самом деле научилс€.

” Ќестерова и манера преподавани€ своеобразна€. ћожет долго следить за процессом в классе, а потом сказать пару выверенных слов по теме, черкнуть на краешке листа что-то образное, доступное дл€ понимани€ ребенка, и в следующий момент все уже знают, что делать.

— ¬ каком возрасте вы рекомендуете приводить к вам детей?

— ѕримерно 20 лет назад мы брали только с 12-ти. ј потом рождаемость стала падать. ¬ классах был недобор. ¬от и снизили мы возрастную планку сначала до 11 лет, а потом и до 10. —егодн€ школа уже не вмещает всех желающих, но берем мы пока в первый класс по-прежнему с 10 лет. Ёто рано. Ќекоторые вещи дети еще не способны постичь в принципе. Ќапример, они визуально знают, что такое перспектива, но передать ее грамотно в плоскости листа дело крайне нелегкое. –еб€та способны нарисовать кубик в пространстве, но как только дело доходит до более сложных вещей, скажем, дома, сразу начинаютс€ проблемы. ƒети не могут его изобразить. » как бы ты ни билс€-старалс€ — ничего в большинстве случаев не получаетс€. ј потом они отправл€ютс€ на летние каникулы, и как будто приход€т другими людьми. “о, чему ты их учил несколько лет и научить никак не мог, у них словно получаетс€ само собой. ќдин мой знакомый врач объ€снил мне, что 11 лет — это переходный во многом возраст, что-то мен€етс€ в сознании реб€т.

 роме того, сейчас реб€та заканчивают художественную школу в 14-15 лет. ƒо поступлени€ в профильные учебные заведени€ остаетс€ немало времени. ћногие, даже те, кому на роду написано быть художниками, отход€т от рисовани€. „тобы этого не происходило, мы открыли класс по компьютерной графике. ¬ нем дети могут учитьс€ сколь угодно долго, даже после получени€ свидетельства об окончании нашей школы. ¬ итоге, учатс€ чему-то новому и не отход€т от творчества.

— —егодн€ так много говор€т о том, что компьютерна€ графика все заполонила. ћультфильмы получаютс€ словно неживые. ƒетские книги оформлены отвратительно. ¬ы так не считаете?

—  омпьютерна€ графика — такое же искусство. Ќо важно, чтобы делом занималс€ профессионал. „аще же бывает так: человек технически подкован, но не художник, а книги оформл€ет. ≈го бы обучить, элементарные азы изобразительного искусства преподать. » у него бы, возможно, получились прекрасные иллюстрации. —ейчас у нас прекрасный преподаватель по компьютерной графике.  стати, мой первый выпускник. ќн изначально художник, но при этом прекрасно владеет компьютерными программами. “о, что сегодн€ он делает со своими учениками, — потр€сающе. Ёто насто€щие творческие вещи.

— » все-таки € не понимаю. ¬ы сказали, что прежде всего вы — художник, что не идти на поводу у музы не можете.  ак же вы совмещаете об€занности директора и учител€ с творчеством?

— ¬ последнее врем€ свободных часов, когда бы € мог сесть и рисовать, что хочу, остаетс€ все меньше и меньше. «ато € могу много времени проводить с детьми. ј это, поверьте, не менее интересно. —вои творческие идеи € реализую через девчонок и мальчишек. ¬от так: родилась кака€-либо мысль, а € ее подкинул тому или иному ребенку. ќн ее уловил да еще что-то свое детское, непосредственное, привнес. » так иногда классно получаетс€!..

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

√ород победителей

¬ региональном этапе ¬сероссийской олимпиады школьников в этом году участвовали более полутора тыс€ч реб€т со всей –остовской области. »з √уково сюда приехали шестьдес€т семь человек. —емнадцать из них зан€ли призовые места.

ƒобро пожаловать!

¬ ё–√“” (Ќѕ») прошел традиционный Ђƒень открытых дверейї. ѕолучить информацию о правилах поступлени€ в наш вуз и новых перспективных специальност€х приходили и приезжали целыми классами и семь€ми.

ћит€кинска€ коммуна

¬ минувшем году древн€€ казачь€ станица ћит€кинска€ отпраздновала своЄ 460-летие. –овно столько лет назад здесь, по свидетельству сохранившихс€ документов, в бою с татарами погибли 40 казаков отр€да атамана »вана ћит€ки.

Ђ–азум с радостью потирает рукиї

¬ыпускнице “аганрогского технологического института ё‘” —ветлане  уценко присуждена золота€ медаль –оссийской академии наук. Ёто известие дл€ —веты стало радостной неожиданностью.

Ўкола юнкоров

¬чера начала работу областна€ школа юнкоров, организованна€ департаментом по делам печати, телерадиовещани€ и средств массовых коммуникаций администрации области.

¬ этом номере