є96 от 30 марта 2010 г.
“очка зрени€

ѕро шкрабов и ”чителей

 орреспондент

¬ладимир  об€кин

» оп€ть у нас случилс€ сеанс коллективного прозрени€. Ќовый скандал открыл нам глаза на ситуацию в российской школе. » неизвестно, что больше шокировало: издевательства, которым старшеклассники из заштатного иркутского городка подвергали свою престарелую учительницу, или то простодушное бесстыдство, с каким они выкладывали свидетельства своих де€ний в »нтернете.

ќднако будем откровенны: жесткое неблагополучие нашей школы давно уже стало общим местом.

 то постарше, хорошо помн€т зависимое положение учителей при советской власти. „ем­то оно напоминало нынешнее. „ем­то, но не всем, поскольку в те времена в советской школе все­таки по€вл€лись смелые новаторы, творцы, личности, ”чител€ с большой буквы: Ўаталов, јмонашвили… —егодн€ таких не видно, и боюсь, что они не могут по€витьс€ у нас в принципе. Ќесмотр€ на всю систему профессиональных конкурсов, грантов и непрестанные реформаторские потуги.   привычному административному прессу новые времена добавили мощный коммерческий довесок. ѕедагога уже давно не рассматривают как наставника и воспитател€. ѕохоже, функци€ воспитани€ если и не удалена совершенно из современной школы, то уж точно отодвинута на далекую периферию образовательного процесса. ”читель здесь — всего лишь «продавец знаний» в сфере обслуживани€ под названием «образование». Ќу, и сборщик «оброка» с родителей… » отношение к нему соответствующее.

 расноречивое подтверждение тому € нашел на дн€х в блоге губернатора. ќбратившийс€ к ¬.‘. „убу человек предпочел укрытьс€ за ником, не указав никаких других своих данных, но описанна€ им ситуаци€ более чем типична. ¬прочем, судите сами — приведу это обращение полностью:

«26.03.2010. ”читель. 

”важаемый ¬ладимир ‘едорович! –аботаю в школе больше 20 лет, имею высший разр€д, классный руководитель. — €нвар€ этого года нам перестали платить субсидию за классное руководство. ќбещают когда-нибудь выплатить, на вопрос «когда?», отвечают: «скоро». ” мен€ вопрос: классное руководство оплачиваетс€ государством или это общественна€ нагрузка? ћо€ зарплата составл€ет 8,5 тыс. рублей».

ќчевидно, что при такой системе не очень­то навыступаешьс€. Ќаиболее  благоразумной оказываетс€ тактика безразличного молчани€. „то и проиллюстрировала со всей нагл€дностью дика€ «иркутска€ истори€». ”читель будет молчать — хоть пинай его вместо футбольного м€ча, хоть заворачивай в волейбольные сетки. Ѕайка о том, что несчастна€ учительница физкультуры в силу склероза не помнила о жутковатых проказах своих учеников, а потому, мол, не могла рассказать о них, мне лично представл€етс€ не слишком свежими макаронными издели€ми, которые старательно пытаютс€ разместить на ушах общественности. ’орошо, пусть склероз, но коллеги­то что?! ј то же самое: будут молчать при любых обсто€тельствах, €вл€€ миру партизанскую стойкость… »нтернету, где безмозглые детишки выставили напоказ свои ущербные потехи, отдельное спасибо: в последнее врем€ он €вно становитс€ все более мощным катализатором общественного сознани€.

—ейчас же вернемс€ к нашим… с позволени€ сказать, деткам и устроенной ими на всю ¬семирную паутину забаве. ћы с вами тут, помнитс€, еще недавно приходили в ужас от телесериала «Ўкола», а отдельные даже требовали его закрыть. » получили реальность, намного превзошедшую телевизионные страсти. —ериал, показывающий до чего способна дойти наша сфера образовани€, оказалс€ пророческим, и его создатели ошиблись лишь в одном: в темпах деградации.

ј недоросли — они  недоросли и есть. »  при всей их мерзопакостности оказываютс€ такими, какими растит их общество. ∆естокость всегда была присуща юным создани€м, но только общественна€ атмосфера способна либо сдерживать ее, либо ей потворствовать. —егодн€ можно сколь угодно мощно сотр€сать воздух, призыва€ кары на головы подонков и понос€ фактически покрывавшее их школьное начальство. ћожно вовсю громыхать суровой буквой ”головного кодекса. “олько не надо забывать, что никакие кодексы никогда не станут выше нравов, цар€щих в обществе. ќхаиваемый ныне ћаркс и тут оказываетс€ стопудово прав: экономический базис продолжает диктовать правила игры надстройке. “ак что кому еще не €сно, по каким правилам сыграли в «иркутской истории» ученики и их добрые учител€, — пожалуйста, к классику…

≈сть такое прекрасное пон€тие, как профессиональна€ солидарность. ¬ нашей педагогической среде незаметно подменила его  кругова€ порука. » в который уже раз произошло превращение ”чител€ в шкраба. “ак после революции 17­го года, отр€хнув с усталых ног «прах старого мира», победители попытались назвать педагогов: школьные работники — сокращенно шкрабы… ќтвратительна€ аббревиатура эта вызвала оторопь даже у не склонного к сантиментам »льича. ќднако суть отношени€ тогдашней власти к учителю не изменилась.

ќсталось оно прежним и при власти нынешней: разве что более грубо учителю указываетс€ на его место. ј тех, кто мог бы напомнить нынешним «школьным работникам» об их достоинстве и солидарности, увы, все меньше. Ќет уже людей, подобных покойной Ћюдмиле ћихайловне  олесник. ¬озглавл€€ донской профсоюз работников образовани€ в жестокие 90­е годы, она сумела превратить его не только в инструмент защиты трудовых и социальных прав, но и в силу, сплачивавшую учителей, поддерживавшую в каждом из них понимание своего предназначени€.

“акие люди уход€т. » остаетс€ наде€тьс€ на немногие учебные заведени€, где, как в ростовской √имназии ёных »сследователей, учител€ и ученики — часть одного большого братства. √де царит дух преклонени€ перед «нанием. ј еще — на инстинкт самосохранени€ общества, дл€ которого «иркутские истории» — симптом весьма показательный и столь же опасный.

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

ќхота на доку

¬торую неделю не утихают страсти Ч звукова€ волна взрывов в московском метро снесла крыши бессчетным комментаторам в —ћ» и интернет-блогах.

ѕочему сержант милиции не пойдет в бармены

Ќедавно моего знакомого задержала милици€ Ч переходил дорогу в неположенном месте. ѕошли составл€ть протокол. ѕо пути сержант спросил: Ђѕочему не предлагаешь договоритьс€?ї Ђќ чем договариватьс€? –аз нарушил Ч надо отвечатьї, Ч прикинулс€ непонимающим мой знакомый.

ѕоверь в мечту

”частнице попул€рного телешоу Ђћодный приговорї Ч довольно молодой и энергичной женщине Ч одна из соведущих задала, казалось бы, простой вопрос: Ђј о чем вы мечтаете?ї

Ђя ваше место уже пообещалЕї

Ќа дн€х мне позвонила коллега Ч редактор районной газеты, проработавша€ в ней много лет, и сообщила, что вновь избранный глава района не собираетс€ заключать с ней муниципальный контракт. ќказываетс€, он ее место заранее другому человеку пообещалЕ

¬изитка претендентов

ѕервой реакцией на сообщение о терактах в московском метро было вовсе не потр€сение Ч какое потр€сение от бегущей строки, с которой начали новостные телеканалы Ч было изумление.

¬ этом номере