є461-464 от 31 декабр€ 2009 г.
 ультура / Ѕела€  алитва

ѕо волнам нашей пам€тиЕ

¬ последние годы на городских улицах по€вилось много новых пам€тников.  аких? Ёто зависит от воли устроителей.

 то­-то ставит р€дом с учреждением пам€тник цирюльнику, кто­-то — коту и собачке, кто-­то — городскому водопроводу, в одном из кавминводских санаториев поставили даже пам€тник клизме…

ј вот в Ѕелой  алитве бросаютс€ в глаза пам€тники, как говоритс€, из другого р€да.

” входа в среднюю школу №2 стоит пам€тник ѕервой учительнице. ѕр€мо как из старой, советских времен песни:  «…с седыми пр€дками над нашими тетрадками».

¬ сквере хирургического корпуса Ѕелокалитвинской центральной районной больницы на улице «аводской стоит пам€тник ¬рачу.

ј р€дом со стро€щимс€ на пожертвовани€ жителей храмом ƒержавной иконы Ѕожьей матери на площадке напротив многоэтажных домов установлена скульптурна€ композици€ с более чем красноречивым названием: «ƒорогие мои старики»­ ласково прислонившиес€ друг к другу бабушка и дедушка с внучком на колен€х…

¬от уж точно: почувствуйте разницу. „то говорить:  пам€тники ученому коту, гусл€ру, чеховской  аштанке, водопроводу — это, безусловно, здорово, остроумно, своеобразно, «прикольно», говор€ молодежным €зыком.

ј по поводу белокалитвинских пам€тников врачу, первой учительнице и композиции «ƒорогие мои старики» (автор всех трех работ — ростовский скульп­тор јнатолий —кнарин) хочетс€ выразитьс€, использу€ такие определени€, как «душевность», «благодарна€ пам€ть», «св€зь времен»…

» словно в продолжение той же темы — экспозици€ на втором этаже Ѕелокалитвинского историко­краеведческого музе€, названна€ ее автором Ћюдмилой Ќиколаевной —афоновой (она — директор музе€) «ѕросто жизнь. —оциалистическа€ провинци€».

…«аходишь в зал — и словно переносишьс€ на тридцать­сорок­п€тьдес€т лет назад. Ёто похоже на путешествие в машине времени, плавание «по волнам пам€ти». ѕрошлое оживает, становитс€ почти ос€заемым благодар€ собранным здесь предметам, символам, уцелевшим кусочкам быта ушедшей эпохи, таким узнаваемым и родным дл€ людей старшего поколени€.

­

¬едь все тогда жили, ­услышали мы в музее, ­примерно одинаково, советские семьи (перефразиру€ “олстого) были похожи одна на другую, да и страна жила общей жизнью…

¬от огромный портрет Ћенина, написанный кем-­то из местных художников: Ћюдмила Ќиколаевна обнаружила его в хуторском клубе и самолично привезла сюда. Ќа другой стене — портрет ёри€ √агарина: тоже кисти кого-­то из белокалитвинцев.

ƒуховые инструменты, пионерские галстуки, музыкальна€ аппаратура сорока­п€тидес€тилетней давности: патефон, радиола, радиоприемник «Ѕалтика», допотопный магнитофон, раритетного вида проигрыватель, стопка пластинок… —крип иголки, и звучат шл€геры тех лет: « расную розочку, красную розочку € тебе дарю», «ћишка, ћишка, где тво€ улыбка»…

­—топ! ƒавайте по пор€дку, ­останавливает наше кидание из стороны в сторону директор музе€. — —мотрите: вот пришел солдат с фронта…

» показывает вис€щую за стеклом солдатскую форму, фотографии, запечатлевшие фрагменты послевоенной жизни, простенький чемоданчик — то ли дерев€нный, то ли картонный, с какими обычно передвигались в те годы. 

ј вот тогдашние керосинка, примус, самовар, т€желенный чугунный утюг, счеты. ќдежда тех лет ­— фуфайка, сапоги, калоши, куртка­-«плюшка». ‘орменное кожаное пальто, какие еще до войны носили, например, летчики. ј в музей к Ћюдмиле Ќиколаевне его принесли внуки человека, всю жизнь прослужившего в  √Ѕ.

Ћюбимцы тогдашнего быта, символ уюта — белые слоники на полочке обитого коленкором дивана (где музейные работники смогли раздобыть такой раритет? — Ћ. .), салфеточки с ришелье и шитьем, слащаво­красивые открыточки, занесенные в ранг «мещанских», рукодельные шкатулочки из них, статуэтка балерины, вышивки крестиком и гладью (сейчас таких днем с огнем не найти), плюшевые альбомы и шторы, полосата€ домашн€€ пижама…

­ј вот эти галстуки, ­ показывает Ћюдмила Ќиколаевна на раскрытую дверцу старого желтого шифоньера с целой галстучной коллекцией на перекладине, ­собрал один­единственный человек. «¬идно, большой руководитель был», ­ высказываем вслух свою догадку.

­

ƒогадываетесь, что это? — Ћюдмила Ќиколаевна, показыва€ на подобие коробка с вставленным в него окошком. — ѕервый телевизор « ¬Ќ», к которому приставл€лась линза…

ќ, господи, это действительно он – прадедушка нынешних теле€щиков: допотопный «старичок», р€дом с которым ставилась линза, а внутрь нее (дл€ увеличени€ изображени€) еще и вода заливалась.

ј вот другой телевизор — «–екорд», с дес€ток лет спуст€ подаренный работнице металлургического завода ћайе јндреевне Ћежневой за ударный труд. »менной ба€н √еро€ —оциалистического “руда јлександра —еменовича —итникова. Ўахтерский мундир со всеми регали€ми, начина€ с ордена «Ўахтерской славы» и заканчива€ удостоверением ударника социалистического труда.

ћода тех лет: пальто со смушковым воротником, первые мини­плать€ шестидес€тых, шикарное дамское платье из креп­жоржета с вышивкой гладью, шл€пка с вуалеткой. “огдашн€€ косметика ­ коробок пудры «—очи» с ваткой внутри, одеколон «√воздика», духи « расна€ ћосква»… ћечта гурманов ­баночка растворимого кофе советского производства.

ќсобн€ком сто€т синие тома собрани€ сочинений Ћенина, €вл€вшиес€ когда­то непременным атрибутом кабинета любого большого начальника. ‘оторепродукции тогдашних плакатов, постановлений, газетных сообщений. ќ генетике с кибернетикой, записанных в разр€д «лже­науки». ќ кукурузе, полете в космос Ѕелки и —трелки, венгерских, чехословацких событи€х, ¬ьетнаме… » т.д., и т.п. ¬плоть до афганской войны и середины восьмидес€тых.

­Ёто — наша обща€ жизнь, наше прошлое, от него не отказываютс€, а напротив — бережно сохран€ют, сберегают, осмысливают, помн€, что «большое видитс€ на рассто€нье», ­ высказали общее мнение и экскурсанты, и музейные работники.

¬ыставка, кстати, пользуетс€ большой попул€рностью не только «у тех, кому за…», но и у совсем молодых людей. ј знаете, что они в первую очередь отмечают, какое определение используют, характеризу€ впечатлени€ от увиденного? «ƒушевность».. ¬идно, действительно, есть в ней потребность, а вызванные этим ностальгические чувства беред€т в душе молчавшие до поры до времени струны. ј нам как раз это и нужно, верно?

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере