є106 от 8 апрел€ 2010 г.
 ультура

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

Ќа чем чаще всего спотыкаютс€ потребители?

— ѕришли в магазин, выбрали покупку. ƒоговор заключен, в кассу оплачено, а нас попросили быть дома в определенный день, чтобы прин€ть технику (холодильник, стиральную машину), которую достав€т служащие. ¬ указанный день доставки не произошло — мы зр€ потратили врем€ и отпросились с работы.  ак защитить свои права и имеем ли мы право на компенсацию?

— ќб этой ситуации говоритс€ в статье 23.1 «акона «ќ защите прав потребителей», котора€ называетс€ «ѕоследстви€ нарушени€ продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю». ћы оплатили товар в магазине — то есть внесли предоплату. Ќо продавец не доставил его в срок,  следовательно, нарушил договор. «а каждый день просрочки продавец выплачивает покупателю пеню в размере 0,5 процента от цены товара (п. 3).  роме того, потребитель может вовсе отказатьс€ от сделки и потребовать возврата уплаченных за товар денег или назначить новые сроки доставки.

Ќо нужно учитывать, что требовать выплаты пени мы можем только в том случае, если нарушены те сроки доставки, которые прописаны в договоре, а не те, о которых была устна€ договоренность.

— „то нужно сделать, чтобы получить пеню?

—   сожалению, в большинстве случаев это можно сделать только через суд. “еоретически магазин может выплатить пеню только на основании претензии, но такие случаи – исключительна€ редкость. Ќо само ваше знание о неустойке может стимулировать продавца к более оперативной и добросовестной работе.

— ћожет ли магазин сн€ть с гарантии за то, что установка техники проводилась не сотрудником магазина, а другим мастером?

— ƒа, может и имеет право. —ейчас в документах на товар (паспорте или инструкции) об€зательно прописываетс€, что устанавливать сложную бытовую технику имеет право только специалист, имеющий разрешительные документы на установку техники, например, именно этой конкретной фирмы, или аккредитованный сервисным центром при магазине. ¬ любом случае надо всегда смотреть, что указано в документах — договоре и паспорте на товар.

— ќбнаружилась неполадка.  ак действовать? «вонить в магазин и требовать приезда мастера? »ли писать претензию — име€ в виду, что срок ответа на претензию по закону — 10 дней, а мастера могут прислать раньше?

— ѕервым делом нужно определитьс€ — чего вы хотите? ≈сли техника сломалась один раз, не исключено, что сломаетс€ она и второй, и третий. Ќужно ли её ремонтировать? »ли, может быть, лучше сразу ориентироватьс€ на замену товара или расторжение договора с возвратом денег? ¬ любом случае помните: каждое ваше действие, каждый «шаг» в отношени€х между вами и продавцов должен быть по возможности задокументирован (за€вление, ответ на него, если решили ремонтировать технику — акт о выполненных ремонтных работах и т.д.).

≈сли с момента приобретени€ товара прошло меньше 15 дней, то его можно вернуть даже при обнаружении недостатка, который не €вл€етс€ существенным (существенным, согласно преамбуле «акона «ќ защите прав потребителей», называетс€ недостаток, неустранимый в установленный «аконом срок — 45 дней или повтор€ющийс€). ќбразец написани€ претензии мы публиковали в  выпуске « луба потребителей».

— «а чей счет должна осуществл€тьс€ доставка товара на диагностику?

— —огласно статье 18 «акона, расходы, св€занные с проверкой качества товара, ложатс€ на продавца. ≈сли потребитель понес убытки, св€занные с диагностикой, то он может требовать их возмещени€ от магазина. Ќо если диагностика или экспертиза показывают, что поломка произошла по вине потребител€, уже ему, наоборот, придетс€ компенсировать расходы продавца на проверку качества.

— ѕока в магазине или в сервисном центре провер€ют, что с его покупкой «не так», у потребител€ есть право получить во временное пользование аналогичный товар.  ак реализовать это право?

— Ќаписать об этом в претензии, которую вы направите в магазин в св€зи с поломкой. ѕраво на временную замену прописано в пункте 7 статьи 18 «акона «ќ защите прав потребителей». ≈сть одна тонкость: магазин предоставл€ет потребителю во временное пользование товар-«заместитель», только если потребитель потребует этого сам. “ак что — требуйте. “овары, которые не даютс€ во временное пользование, указаны в ѕостановлении правительства № 55 от 19 €нвар€ 1998 года. »з распространенной бытовой техники, о которой мы говорим, туда вход€т, например, микроволновые и электропечи.

  сведению: крупногабаритной считаетс€ техника весом более 5 килограммов. ≈сли продавец не идет на уступки, можно убедить его в серьезности своих запросов, информировав о намерении обратитьс€ не только в суд, но к специалистам и в надзорные органы. Ёто можно сделать в тексте претензии примерно так: «в случае невыполнени€ указанных требований оставл€ю за собой право обратитьс€ в —оюз защиты прав потребителей, –оспотребнадзор, Ќалоговую инспекцию, ѕрокуратуру, ћ¬ƒ –‘, а также с исковым за€влением в суд».

ћы продолжим разговор о правовых проблемах потребителей в следующих выпусках.

¬ написании материала автор опиралс€ на рекомендации юристов общества защиты прав потребителей «ƒонской союз» (–остов-на-ƒону) –ќќ —оюз поддержки и защиты прав потребителей «ѕравозащитник» (г. Ѕела€  алитва).

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

 урс молодого шприца

 роме рассказов о злоключени€х Ђƒомїушников, учебы в Ђ”нивереї, нас будут теперь еще и лечить с экранов телевизоров. “елеканал Ђ“Ќ“ї запускает новый проект Ч ситком Ђ»нтерныї, хот€ создатели этого самого ситкома рь€но возражают против такого обозначени€ своего детища:

¬ этом номере