є84-86 от 19 марта 2010 г.
 ультура

Ђ„тение Ч вот лучшее учениеї?..

Ч ћама, смотри, дуб! Ч крикнула мо€ трехлетн€€ дочка. ћы рассматривали картины в парке √орького. я удивилась сначала, что она узнает это дерево, а потом вспомнила.

»ногда дочка смотрит старый советский мультфильм «—казки старого дуба», где чуть ли не в каждом кадре — массивный дуб. Ќа картине в парке был нарисован примерно такой же. «Ѕольшинство современных мультиков не смогут сформировать правильное представление детей о чем-то, — подумалось мне, — да и книги, к сожалению, тоже».

ѕочти в каждом детском издании, что сто€т у нас дома, есть ошибки или недочеты. Ќапример, в одной книге под изображением осы подписано «пчела» («√де кто живет?», «Ѕелфаксиздатгрупп», 2007). ¬ сказке « олобок» со страницы на страницу переход€т орфографические ошибки: «…ƒа в масле пр€жон, на окошке стужон…» (« олобок», ќќќ «»здательство «ћир искател€», ћосква, 2007). ѕунктационные ошибки в толстенной книге «—амые лучшие детские сказки» встречаютс€ чуть ли не на всех трехстах двадцати страницах («Ёксмо», ћосква, 2007). ¬ сказке «–укавичка» зимой в мороз прыгает л€гушка, чего в принципе быть не может («–укавичка. —казки». — —моленск: «–усич», 2007). ¬ общем, конкретные примеры можно приводить до бесконечности. ƒругие мамы тоже не раз жаловались на недочеты в детских книгах.

Ќередко сегодн€ встречаетс€ и такое: ошибок в книге нет, иллюстрации — прекрасные, а вот обработка текста отвратительна€. Ќапример, сказка «√уси-лебеди», напечатанна€ в книге ќќќ «»здательство «‘ламинго» в 2000 году, представл€ет собой не что иное, как схему. “от, кто обрабатывал сказку, оставил лишь ключевые моменты сюжета в очень сжатой форме. Ќи о какой воспитательной составл€ющей или эмоциональном воздействии говорить здесь не приходитс€: остались почти только глаголы и существительные. ¬се русское, народное из сказки вытравлено…

»нтересно, подумала €, если у нас дома нет на полке почти ни одной детской книги, котора€ устраивала бы на все сто процентов, есть ли они сегодн€ вообще? явл€ютс€ ли современные книги источником знаний или, наоборот, могут навредить дет€м? — этими вопросами € обратилась к специалистам.

« ачественные книги есть»

— заверила мен€ »рина ёрьевна  ќ“ќ¬ј, заведующа€ сектором читального зала библиотеки № 23 имени Ѕелинского ћ”  ÷Ѕ—. ќднако к моему приходу подобрала приличную стопу изданий, которым «п€терку», в общем, поставить было сложно. ¬ одной книге стрекоза не очень-то отличалась от муравь€, в другой — воробьи плавали в море и т. д.

— —егодн€, — рассказывает »рина ёрьевна, — каких только книг нет! » все благодар€ конкуренции.  ниги различаютс€ по форме подачи материала, по содержанию, по оформлению, по цене. Ћет дес€ть назад этого еще не было.

“о же и с детскими журналами. –аньше выходили только «ћурзилка» с «¬еселыми картинками», а теперь «∆урнал сказок», «ћир техники дл€ детей», «“ошка», «Ќу, погоди!» и другие. ƒействительно качественна€ детска€ периодика. ќтметила »рина ёрьевна, правда, и журналы, которые она со стеллажа с удовольствием бы убрала, например, «Ѕарби».

ќтправила бы в хранилище »рина ёрьевна и некоторые книги. —реди них — немало справочной литературы последних лет выпуска. Ёнциклопедии издательства «јванта», например, содержат фактические неточности. ¬о многих справочниках других издательств нет указателей, даже обычного содержани€.

— Ёти многотомники  лежат мертвым грузом, — рассказывает книговед, — их никто не берет годами, потому что читать от корки до корки их редко кто беретс€, а работать с ними неудобно. ≈сли нужна справочна€ литература, по-прежнему в большинстве случаев обращаютс€ к проверенным, уже потрепанным советским издани€м. — ними и работать легко, и информации там хватает.

— «начит, библиотека сегодн€ по-прежнему востребована?

—   нам сегодн€ ход€т и дети, и родители. Ќекоторые, первый раз попада€ в библиотеку, удивл€ютс€, сколько здесь посетителей. ј потом приход€т снова и снова.  упить книгу сегодн€ не каждый может. ћы же выдаем книги на две недели с продлением.   нам часто приход€т школьники, чтобы подобрать материал к рефератам, книги, которые просто понравились. «десь каждому из них можно найти и материал, который поможет ему справитьс€ с заданием учител€, и что-то, что будет интересно почитать на досуге. ѕоступлени€ в библиотеки сегодн€ хорошие.  ниг поступает много, плохо только, что нет никаких ограничений. ѕолюбуйтесь-ка на это издание.

»рина ёрьевна предложила мне книгу —ерге€ —едова «—казки про мам». ќбложка тверда€, страницы плотные, белые — при€тно в руки брать. Ўрифт крупный, четкий. “акую книгу бы в самый раз читать ученикам начальных классов, если бы… не содержание. ”же первое цитирование повергло мен€ в шок. ѕриведу в пример первый абзац из сказки «∆ила-была мама»: «∆утка€ пь€ница. » папа такой же был. ќни с мамой все врем€ пили водку, на детей не обращали внимани€. ј дети были малые. ¬от как-то раз пошла мама в магазин и купила бутылку водки».

— Ќеужели, — недоумеваю, — сегодн€ никаких ограничений по содержанию нет дл€ поставл€емых в библиотеку книг?

—   сожалению, нет. ќб этом давно все библиотекари говор€т. ѕопасть сюда может люба€ книга, если автор решил разместить ее в библиотеках. “о есть, главное — заплатить деньги. ”брать что-то в хранилище мы не имеем права. ≈сли книга есть, она должна быть доступной, вне зависимости от содержани€ и количества ошибок…

язык — это наследие предков

 огда € попросила прокомментировать «—казки про мам» кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развити€ и акмеологии ¬€чеслава јлександровича “≈–≈’»Ќј, он дал им рецензию в одно слово: «ћуть!»

√оворит, сегодн€ вообще не видел хороших детских книг, поэтому его внучка будет воспитыватьс€ на книгах, которые читали еще ее маме (хорошо, они сохранились). ѕричины на то веские.

— „тение ребенку книг с ошибками, — рассказывает ¬€чеслав јлександрович, — пр€ма€ дорога к невротизации личности. ¬от как это происходит. ќбраз прив€зываетс€ у малыша сначала к произношению, потом к написанию. —лово становитс€ заместителем реального раздражител€, его кодом. –аздражитель дает в мозг тот же код, что и слово. ≈сли слово в сознании будет сформировано неверно, то и код будет искаженным.  огда такой человек будет в жизни сталкиватьс€ с правильным образом, произношением, написанием, это вызовет у него удивление, так как он привык воспринимать с ошибкой. “акое несоответствие представлени€ с реальностью, фактически, насилие над личностью. ќно ведет к развитию ее невротизации.

„еловек с искаженным сознанием будет отстаивать свою точку зрени€, выказывать приверженность «своему» €зыку. ќбщатьс€ он будет с теми, кто его понимает, кто изъ€сн€етс€ теми же словами. ¬ итоге формируетс€ цела€ общность людей с искаженным сознанием, со своим неправильным €зыком. “акой €зык не может рождать ассоциативные св€зи, образы.

“ак по€вились многие ново€зы, сленги. —егодн€ они тоже по€вл€ютс€. »дут прочие изменени€ в €зыке. Ёто говорит только о том, что в обществе что-то не так.  огда в стране обстановка стабильна€, соблюдаютс€ традиции, изменений в €зыке не происходит. я исключительно против того, чтобы кофе могли называть и «он», и «оно».

— ј как вы относитесь к тому, что русские народные сказки сегодн€ обрабатываютс€ до неузнаваемости, переделываютс€ почти в схему?

— Ёто в конечном счете приводит к тому, что мы перестаем побеждать на ќлимпиадах. я уже сказал, что сленговый €зык не рождает ассоциативные св€зи, образы. Ёто потому, что за этим €зыком не стоит истори€ народа. ¬едь у каждого слова сво€ продолжительна€ истори€ длиною в века, тыс€челети€. ” англичан грамматические правила не измен€ютс€ иcпокон веков. » англичане потому и остаютс€ англичанами. ћы же, чита€ книги с ошибками, изначально не позвол€ем «впитать» человеку его традиционную культуру. ќн не будет  ощущать национальных корней, которые св€зывают его с далекими предками, с родител€ми. ” него никогда не сформируютс€ пон€ти€ «–одина», «–осси€», «семь€», «дом». —тав взрослым человеком, он будет стремитьс€ за пределы нашей страны, не будет находить счасть€ в семье. ќтказыва€сь от своего €зыка, мы отказываемс€ от наследи€ предков.

¬ свое  врем€ была кампани€ по переосмыслению сказочного наследи€ –оссии. √оворили, что у нас все сказки проповедуют насилие. якобы что это за герои: «мей √орыныч, Ѕаба-€га?.. Ќо это же полна€ чушь! ¬ сказках и заложен тот самый «русский дух», отражено мировоззрение народа. Ћюба€ страна имеет своих сказочных героев и гордитс€ ими, так как они формируют определенное мировоспри€тие, характерное только дл€ жителей этой страны. ¬от почему американцам не удаетс€ сн€ть ни одно наше классическое произведение. ћы смотрим и смеемс€, потому что это поверхностный взгл€д без понимани€ духовных корней. ј корни эти — в сказках, в правильном употреблении слов. ¬ самом раннем детстве закладываютс€ личность человека и его национальность. Ќациональность — пон€тие гордое, его нельз€ принижать. Ќациональность дает самобытность, мироощущение, своеобразие. ƒаже какие-то инновации могут родитьс€ только в определенной стране. ѕотом они могут стать всемирными, но родитьс€ могут только здесь. ѕотому что только здесь имелись необходимые компоненты.

Ќужно ценить свой народ, его €зык — истинное наследие предков. ¬ противном случае ни о каких победах или инноваци€х говорить не придетс€.

—  ак же растить сегодн€ детей?

— „еловек закладываетс€ в раннем детстве, и чем богаче в культурном и самобытном плане будет та среда, в которой он воспитывалс€, тем веро€тнее, что мы получим члена общества, который будет понимать национальные корни, будет их холить и леле€ть, и не будет стремитьс€ куда-нибудь за рубеж.

  сожалению, сделать это сегодн€ сложно. јмериканские мультики и куклы, наподобие Ѕарби, формируют неправильные идеалы, провоцируют порочное поведение. ј человек не создан дл€ глупостей, он создан дл€ счасть€.

—егодн€ в эфире нет русских народных песен. ≈сли они и есть, то все истинно русское в них убито обработками, оранжировками, благодар€ которым одну от другой почти не отличишь — суррогат. „ем больше этого унифицированного суррогата в том, что мы видим, слышим или читаем, тем больше его в еде, в отношени€х. ¬се это ведет к размыванию, уничтожению индивидуальности, а начинаетс€ все с книжек…

 ак растить сегодн€ детей?..  ак всегда: занимайтесь ими.

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере