є399-401 от 27 но€бр€ 2009 г.
 ультура / Ќовошахтинск

ћечта учител€ о сцене

ќдин философ заметил как≠то, что неосуществленна€ мечта может составить несчастье человеческой жизни. ¬озможно, папа ќлеси јгрызковой с трудами этого философа и не был знаком.

Ќо, услышав, как его дочь обронила в разговоре: «ћечты, конечно, реализуютс€ не всегда. ћо€ мечта — быть актрисой», папа задумалс€. ј тут как раз — объ€вление в городской газете о наборе в театральную студию при Ќовошахтинском драматическом театре…

ѕапа сам пошел туда и рассказал директору театра о своей талантливой дочке и ее мечте.

— ќчень хорошо. ѕусть придет, покажетс€, почитает стихи, — ответила директор.

¬ этом эпизоде не было бы ничего необычного, если бы речь шла о девушке, обдумывающей житье на пороге большой жизни. Ќо ќлес€ к тому времени окончила истфак –√” и преподавала историю в одной из новошахтинских школ. ѕричем про€вила себ€ как подающий надежды молодой специалист.

…¬ театральную студию ее прин€ли. » — более того: уже спуст€ три мес€ца предложили сыграть главную роль в новом спектакле Ќовошахтинского драмтеатра.

— тех пор прошло семь лет. —егодн€ ќлес€ ѕавловна јгрызкова — ведуща€ актриса новошахтинской труппы и одновременно — преподаватель истории и завуч новошахтинской школы № 25.

ћногим было бы полезно

— ќлес€ ѕавловна, ваш папа доволен, что подтолкнул вас к осуществлению голубой мечты?

— » папе, и маме, котора€ стала самым взыскательным критиком моих театральных работ, € благодарна безмерно. Ќо у них к роли театра в моей жизни отношение неоднозначное. — одной стороны, горд€тс€, конечно. — другой…

ѕапа не ожидал, что театр дл€ мен€ — это так серьезно. ƒумал, ну поиграетс€ дочка в актрису, и — надоест, и вернетс€ все на круги сво€.   тому же € ведь из учительской семьи. ” мен€ не только папа с мамой учител€ (оба оканчивали  онстантиновское педучилище). “ет€, д€д€, бабушка — все педагоги.

–одители слишком хорошо знают, что такое учительский труд. ќни жалеют мен€, вид€, сколько еще времени и сил забирает театр.

—овмещать сцену с работой в школе, действительно, т€жело. Ќо театр – это тот воздух, существовать без которого € уже не могу.

— ј как ваши коллеги­учител€ отнеслись к тому, что, кроме школы, в вашей жизни есть еще и профессиональна€ театральна€ сцена?

— ѕоложительно. ќни смотр€т на это, как на мое хобби. ј хобби, как правило, позитивно вли€ет на педагога. ƒругое дело, что времени на хобби у многих учителей не хватает, особенно если на них лежит еще и груз семейных забот.

Ќекоторые говор€т, что завидуют мне белой завистью: ведь сцена обладает таким удивительным свойством, что когда она по€вл€етс€ в твоей жизни, то все бытовые и прочие, вгон€ющие в уныние проблемы, уход€т на задний план. » ты получаешь от нее то, чего не дает или недодает повседневна€ жизнь.

Ѕез ÷езарей и  арлов, но…

— ¬ школе, на уроках, актерские способности пригождаютс€?

— ’ороший педагог — это всегда еще и хороший актер. ѕедагогу нужно прочувствовать класс, который пришел на урок, как артисту зал, собравшийс€ на спектакль. » надо так раскрыть душу своего предмета, чтобы и заинтересовать учеников, и заинтриговать, и получить потом хороший результат.

— “рудно, наверное, рассказыва€ об исторических де€тел€х, удержатьс€ от попытки того, что называетс€ изображением в лицах?

— Ѕывает, цитируешь исторического де€тел€ и даже не замечаешь, как начинаешь играть глазами, жестами, мимикой…

— ¬ходишь в образ?

— „то­то вроде того. Ќо, знаете, когда такой рассказ в меру окрашен эмоци€ми, то и усваиваетс€ детьми лучше.

— я слышала об учителе истории, который в цел€х лучшего усвоени€ материла режиссирует на уроках миниатюры с участием учеников: ты будешь ёлием ÷езарем, а ты –  арлом ¬еликим… ¬ы подобное практикуете?

— Ќет. я — педагог во многом довольно консервативный. Ќо мне кажетс€, что дети понимают и принимают и мою увлеченность театром, и мою строгость.

— ≈сть исторический персонаж, который хотелось бы сыграть на сцене?

— ќб этом почему­то не задумывалась.

ѕоначалу у мен€ складывалось амплуа актрисы комедийной, но, к счастью, режиссер »горь ƒревалев разгл€дел во мне не только героиню комедийную или характерную. ¬ его спектакле по √оголю «ƒень без даты» у мен€ п€ть ролей:  оробочки, ѕетуха и т.д. » там мне впервые довелось попробовать себ€ в качестве драматической актрисы (работа ќлеси јгрызковой в этом спектакле получила награду донского театрального фестивал€ «ћельпомена» — ћ. .).

ј потом — сказочна€ удача: режиссер »горь „еркашин утвердил мен€ на роль ћаши в чеховской «„айке». » вот снова „еркашин увидел мен€ в драматическом образе √олды из «ѕоминальной молитвы».

— я была свидетельницей того, как ваша √олда плен€ла зрителей с первого своего по€влени€ на сцене, как они ей сопереживали и не скрывали слез, когда доброй, заботливой, такой уютной √олды не стало…

√олда — безусловно положительна€. ј если бы вам предложили роль героини, игра€ которую надо было бы безобразничать или, скажем, сквернословить? ¬ы согласились бы ее сыграть или в вас вз€л бы верх педагог и вы бы еще подумали, как будете потом выгл€деть в глазах своих учеников?

— ” мен€ был момент такого выбора. –епетировали современную пьесу, мо€ героин€ должна была произносить какие­то нехорошие слова, в употреблении которых € не видела ни малейшего смысла: ее характер можно было раскрыть и без них. ќднако убрать или изменить их режиссер наотрез отказалс€. “огда € отказалась от участи€ в спектакле.

“а мила€, прим€та€ гвоздичка

— ќлес€ ѕавловна, а правда, что вы не только играете в театре и преподаете в школе, но еще и возглавл€ете школьную театральную студию?

— ќна называетс€ «ќлимп», в ней занимаютс€ реб€та с 3­го по 11­й классы. ¬ Ќовошахтинске ежегодно проходит фестиваль детских театральных коллективов, «ќлимп» об€зательно в нем участвует.

ћне хотелось бы, чтобы Ќовошахтинск стал городом театралов. я рада, что среди моих учеников есть реб€та, которые пришли на спектакли нашего театра и заинтересовались театром вообще. ћы выезжаем школой на спектакли ростовских театров. »ли вот были с учениками на экскурсии в ћоскве, и они сами предложили:

— ƒавайте сходим в театр!

— ј с каким профессиональным праздником вас поздравл€ют ваши ученики?

— — ƒнем учител€, безусловно. Ќо иногда бывают такие при€тные моменты, что € получаю от них поздравлени€ и с ƒнем театра.

¬ообще, наверно, сама€ трогательна€ реакци€ на мои театральные работы св€зана с детьми.

ћоей первой ролью была —обачка —ильви€ в одноименном спектакле. Ёто был очень добрый спектакль дл€ взрослых, но многие приходили на него с детьми.

» вот через три недели после дебюта еду в автобусе, р€дом сидит мама с маленьким мальчиком. ћальчик смотрит на мен€, делает большие глаза и вдруг как закричит на весь автобус:

— ћама, это — собачка! ѕомнишь, в театре? —обачка!

ј еще мне пам€тна гвоздика, которую подарила после спектакл€ очень юна€ зрительница. ќна так целеустремленно, с сознанием важного дела шла по залу своими маленькими ножками и поднималась по ступенькам на сцену… —поткнулась, упала на коленочку, гвоздичку немножко прим€ла, но все равно донесла.

ћне не раз дарили красивые букеты, и € благодарна за них зрител€м, но к той гвоздичке отношение особое. “от цветочек дорогого стоит.

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере
¬ регионе