є91-93 от 26 марта 2010 г.
ћолодежь

¬«√Ћяƒ из-за парты

ќписаний событий прошлого века у нас предостаточно. ћнений и позиций Ч еще больше. ј как на дела своих предков смотр€т современные подростки?  ак нанизывают полученные из прессы и »нтернета Ђновые подробностиї на усвоенные в школе уроки истории?

…Ёто мы и обсуждали со старшеклассниками школы № 24 города √уково. ¬ первую очередь, темы, подн€тые в материалах «јћј-пресс».

—“ќ»“ Ћ» „≈–≈« “–» ѕќ ќЋ≈Ќ»я «ќ“¬≈„ј“№» «ј ƒ≈…—“¬»я —¬ќ»’ ƒ≈ƒќ¬?

…¬стретили мен€ реб€та настороженно. »х предупредили заранее о визите журналиста областной газеты и о теме беседы. ¬озможно, они ожидали пространной лекции на тему «ѕатриотизм и что у нас св€то». Ќе стала обманывать их ожидани€ и первым делом поинтересовалась, когда же у нас была ¬тора€ мирова€ война.

Ќа уловку школьники не поддались и с ¬еликой ќтечественной не перепутали. » тут же попались на датах окончани€: только один вспомнил, что общемировые сражени€, к сожалению, закончились лишь в сент€бре 1945-го.

— ј день ѕобеды… „то это дл€ вас?

–еб€та воспринимали 9 ћа€ вовсе не как «дату». ѕафос этого ƒн€ дл€ школьников оказалс€ неожиданно серьезным и осознанным, и отвечали они не «по-написанному».

— Ёто символ того, что наши деды высто€ли.

— ≈сли бы не было ѕобеды, не было бы нас.

— „ерез эту войну мы пон€ли, насколько мощной была наша страна, какими сильными были наши люди. ќни победили вопреки всему.

√ордость и благодарность — вот определ€ющие слова. –авнодуши€ в этом вопросе нет, как бы нас ни старались убедить социологи.

ј как относ€тс€ к «проигравшей» стороне?

—  ак вы думаете, что накануне 9 ћа€ чувствуют ваши сверстники в √ермании?

— —тараютс€ забыть как страшный сон!

—мешок «в студии», но на некоторое врем€ реб€та приумолкли. Ќет, все-таки пытаютс€ или все подать «со своей стороны», или вообще забыть об этом, — решают они.

— ј это неправильно, даже потомки тех, кто разв€зал войну, должны об€зательно исправл€ть все последстви€.

— ќни должны извинитьс€ за то, что сделали их родители.

— ј мы?

— ј нам за что?!

— —талинизм: репрессии, оккупаци€…

Ѕлагодар€ или вопреки, но ѕобеда была одержана в годы правлени€ —талина. ј происходили в это врем€ не только сражени€ за –одину. ”чебники истории говор€т одно, по телевизору — немного другое.

–еб€та ощущают, что истина «где-то р€дом» и имеют свое отношение к тем событи€м. » их отношение к «сталинизму» €вно не порадует историков-«западников». “о, что «перегибы» правлени€ в то врем€ были, реб€та знают и чем-то нормальным или обычным не считают. Ќо…

— Ёти действи€ были оправданы временем, — наконец формулирует одна из девушек. ќстальные тут же поддерживают.

— ¬се эти репрессии были просто необходимы, без таких мер мы вр€д ли бы справились с фашизмом.

—  ак можно осуждать, мы ведь спасли и их от фашизма!

» тут прозвучало как раз то, чего, признаюсь, ожидала с нетерпением.

— ” нас было много таких ситуаций, со всех сторон. „то, за всё просить прощени€?! » вообще, конкретно каждый человек не должен извин€тьс€ за своих предков!

Ќа пару минут последн€€ мысль полностью поглотила реб€т, вызвав всеобщее одобрение. ѕока не прозвучало неуверенное:

— ј немцы? ќни же…

…  ак требовать извинений за «дела минувшие» от одних, а самим остатьс€ незап€тнанными? ¬едь помн€т из уроков истории: «дружественным» народам порой приходилось несладко: и целые народы с насиженных мест увозили, и —ибирь «засел€ли».

—  а€тьс€ будем?

— Ќет! — хором.

–азговор у нас получилс€ доверительным, и реб€та лицемерить не стали: не чувствуют они необходимости извин€тьс€ за «оккупацию», пусть даже другие страны сейчас стали предъ€вл€ть все больше претензий по этому поводу. » это не «информационна€ недоработка», а их личные ощущени€ истории.

— » немцам, наверное, не стоит, — задумчиво произнесла школьница. — ќни же этого не совершали. ј если посто€нно попрекать, они только озлоб€тс€ и будут мстить. “ак неправильно…

ѕомнить и делать выводы. “олько такой выход вид€т современные подростки в этой ситуации. ѕостаратьс€ не допустить того, за что потом будут «ка€тьс€» наши дети и внуки. Ќо отвечать спуст€ полвека — это слишком. » нам. » им.

 ак праздник военно­служащего 23 феврал€ реб€тами не воспринимаетс€. Ќаверное, поэтому историю этой даты они не сразу смогли св€зать с несуществующей уже  расной јрмией. Ќе запоминаетс€ то, что не нужно.

ƒл€ школьников это ответный реверанс ¬осьмому марта, «день мужчин вообще».

— ћы поздравл€ем мальчиков как будущих солдат. јвансом…

— ј в армии служить хотите?

— Ќу разумеетс€! — мальчишки, традиционно оккупировавшие «галерку», улыбаютс€. ѕросто гор€т желанием пр€мо сейчас пойти в военкомат, € бы сказала…

— ј если будет возможность легально и бесплатно «откосить», пойдете?

“аких не оказалось. «ащитник и военнослужащий дл€ реб€т — не одно и то же. ѕриди, как в 41-м, враг, пошли бы на фронт всем классом, это пон€тно. ѕричем не только мальчики…

— ј почему тогда мы только их 23-го поздравл€ем? — возмутились девочки.

ѕравда, в шутку. “радици€ в этот день чествовать именно мужчин — почти векова€, и отказыватьс€ от нее не будут, назови его завтра более конкретным «ƒнем военнооб€занного». ¬се равно воспринимаетс€ он не так, как указывают в постановлени€х президента «ќ назначении выходного дн€ в честь праздника…».

Ќо вот что интересно: парней така€ потер€ монополии на «гендерную функцию» защищать и оберегать вовсе не радует. » эту свою об€занность (а дл€ кого-то и почетное право) они выполн€ть согласны даже в мирное врем€. —казалась ли обсужденна€ до этого тема ¬еликой ќтечественной, но…

— Ѕудь сейчас нормальные услови€ дл€ несени€ службы…

— ѕобежали бы!

—начала € подумала, что мальчишки снова шут€т. Ќет. ƒействительно бы побежали, сразу после выпускного вечера в школе.

”дивительно? ¬ообще-то нет. ¬оины во все времена были уважаемой и, что скрывать, обеспеченной кастой любого государства. «ащищать — это почетно.

— ≈сли платили бы зарплату, не было бы страха стать инвалидом…

— ” мен€ брат служил по контракту, машину потом купил. “олько потом долго болел….

— » чтобы занимались действительно военной подготовкой, а не красили траву…

— » € бы туда пошла, — мечтательно заметила одна девушка. ћужска€ половина класса на нее ревностно покосилась: «ƒл€ теб€ мест не хватит».

Ќе получаетс€ ли так, что смысл ƒн€ защитника ќтечества, пр€мо указывающий именно на военных, смазалс€ именно потому, что у реб€т совершенно два разных пон€ти€: современна€ арми€ и «как должно быть, если война придет»?

ѕричем услови€ содержани€ американских солдат, с об€зательным мороженым на десерт и туалетной бумагой особой марки, вызывает у наших реб€т смех. Ќикто и не представл€ет, что в наших казармах все будут вал€тьс€ в халатах с ноутбуками и выбирать на обед блюда из меню. ƒедовщина, чересчур «спартанские» услови€ жизни, бесплатно потер€нный год жизни… ƒа и по попул€рности професси€ военного — даже не в первой дес€тке. ’от€ дл€ многих реб€т была бы интересной, в «войнушку» в детстве играли многие.

«ащитник ќтечества как истинно мужска€ работа, пока, к сожалению, лишь в представлени€х реб€т. » станет ли 23 феврал€ действительно профессиональным праздником без «исторической прив€зки» к уже несуществующим арми€м, а не эфемерным «днем нос€щих усы» — вопрос не столько из области информации.

P.S. Ћично мен€ в этом разговоре больше всего порадовал один факт. Ѕеседу€ и спор€ о прошлом и насто€щем –оссии, все реб€та говорили «мы». ћы победили, мы пострадали, мы будем делать… ј это дл€ единой страны и одного, пусть многонационального, народа очень многого стоит.

Ќаталь€ Ѕуканова, директор школы № 24 √уково:

«—ейчас реб€там достаточно сложно сориентироватьс€: смысл некоторых праздников им не могут по€снить и взрослые — сами не знают. ¬едь прин€то, что каждое событие имеет свою историю и конкретное значение, пусть даже сейчас осуждаемое. Ѕыл ведь у нас праздник — 7 но€бр€. ѕочему же его отменили? » отмечали его пусть не как радостный день, но переломную дл€ нашей страны дату — это тоже наша истори€. ¬о ‘ранции до сих пор празднуют день вз€ти€ Ѕастилии именно как веху. ≈сли бы мы более осторожно относились к истории, веро€тно, в голове реб€т было бы чуть меньше путаницы».

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

Ђѕластилинова€ веснаї

“акой праздник дл€ детей и родителей состо€лс€ в ƒетской художественной галерее по инициативе молодежного объединени€ Ђѕоколение LEXї. —южет был построен вокруг главных героев ранней весны Ч птиц и их путешествий в родные кра€.

÷ена мастерства Ч жизнь

∆елание и хорошие физические данные Ч вот что нужно студенту-спасателю. ≈сть еще одно важное условие: необходимо учитьс€ в ƒонском государственном техническом университете.

ћы вместе Ч это неверо€тно!

¬сЄ хорошее начинаетс€ Е с субботников. Ёто ведь не только когда вениками метут, но и дружнее станов€тс€. “о, что субботники сплачивают народ, известно из нашего советского прошлого.

Ќавеки двадцатип€тилетний

ќ подвиге своего выпускника в 84-й ростовской школе рассказывают всем. „тобы знали и помнили. »м€ ƒмитри€ ѕетрова навсегда осталось в скрижал€х чеченской войны.

Ћюбовь ботаника

–омантичный боец в Ђƒев€той ротеї, отв€зный мачо в ЂЋюбви в большом городеї, оба€тельный вампирчик в Ђƒневном дозореї Ч таким его полюбили миллионы зрителей. јлексей „адов Ч один из самых попул€рных молодых актеров в нашем кино.

¬ этом номере