№91-93 от 26 марта 2010 г.
Молодежь

ВЗГЛЯД из-за парты

Описаний событий прошлого века у нас предостаточно. Мнений и позиций — еще больше. А как на дела своих предков смотрят современные подростки? Как нанизывают полученные из прессы и Интернета «новые подробности» на усвоенные в школе уроки истории?

…Это мы и обсуждали со старшеклассниками школы № 24 города Гуково. В первую очередь, темы, поднятые в материалах «АМА-пресс».

СТОИТ ЛИ ЧЕРЕЗ ТРИ ПОКОЛЕНИЯ «ОТВЕЧАТЬ» ЗА ДЕЙСТВИЯ СВОИХ ДЕДОВ?

…Встретили меня ребята настороженно. Их предупредили заранее о визите журналиста областной газеты и о теме беседы. Возможно, они ожидали пространной лекции на тему «Патриотизм и что у нас свято». Не стала обманывать их ожидания и первым делом поинтересовалась, когда же у нас была Вторая мировая война.

На уловку школьники не поддались и с Великой Отечественной не перепутали. И тут же попались на датах окончания: только один вспомнил, что общемировые сражения, к сожалению, закончились лишь в сентябре 1945-го.

— А день Победы… Что это для вас?

Ребята воспринимали 9 Мая вовсе не как «дату». Пафос этого Дня для школьников оказался неожиданно серьезным и осознанным, и отвечали они не «по-написанному».

— Это символ того, что наши деды выстояли.

— Если бы не было Победы, не было бы нас.

— Через эту войну мы поняли, насколько мощной была наша страна, какими сильными были наши люди. Они победили вопреки всему.

Гордость и благодарность — вот определяющие слова. Равнодушия в этом вопросе нет, как бы нас ни старались убедить социологи.

А как относятся к «проигравшей» стороне?

— Как вы думаете, что накануне 9 Мая чувствуют ваши сверстники в Германии?

— Стараются забыть как страшный сон!

Смешок «в студии», но на некоторое время ребята приумолкли. Нет, все-таки пытаются или все подать «со своей стороны», или вообще забыть об этом, — решают они.

— А это неправильно, даже потомки тех, кто развязал войну, должны обязательно исправлять все последствия.

— Они должны извиниться за то, что сделали их родители.

— А мы?

— А нам за что?!

— Сталинизм: репрессии, оккупация…

Благодаря или вопреки, но Победа была одержана в годы правления Сталина. А происходили в это время не только сражения за Родину. Учебники истории говорят одно, по телевизору — немного другое.

Ребята ощущают, что истина «где-то рядом» и имеют свое отношение к тем событиям. И их отношение к «сталинизму» явно не порадует историков-«западников». То, что «перегибы» правления в то время были, ребята знают и чем-то нормальным или обычным не считают. Но…

— Эти действия были оправданы временем, — наконец формулирует одна из девушек. Остальные тут же поддерживают.

— Все эти репрессии были просто необходимы, без таких мер мы вряд ли бы справились с фашизмом.

— Как можно осуждать, мы ведь спасли и их от фашизма!

И тут прозвучало как раз то, чего, признаюсь, ожидала с нетерпением.

— У нас было много таких ситуаций, со всех сторон. Что, за всё просить прощения?! И вообще, конкретно каждый человек не должен извиняться за своих предков!

На пару минут последняя мысль полностью поглотила ребят, вызвав всеобщее одобрение. Пока не прозвучало неуверенное:

— А немцы? Они же…

… Как требовать извинений за «дела минувшие» от одних, а самим остаться незапятнанными? Ведь помнят из уроков истории: «дружественным» народам порой приходилось несладко: и целые народы с насиженных мест увозили, и Сибирь «заселяли».

— Каяться будем?

— Нет! — хором.

Разговор у нас получился доверительным, и ребята лицемерить не стали: не чувствуют они необходимости извиняться за «оккупацию», пусть даже другие страны сейчас стали предъявлять все больше претензий по этому поводу. И это не «информационная недоработка», а их личные ощущения истории.

— И немцам, наверное, не стоит, — задумчиво произнесла школьница. — Они же этого не совершали. А если постоянно попрекать, они только озлобятся и будут мстить. Так неправильно…

Помнить и делать выводы. Только такой выход видят современные подростки в этой ситуации. Постараться не допустить того, за что потом будут «каяться» наши дети и внуки. Но отвечать спустя полвека — это слишком. И нам. И им.

Как праздник военно­служащего 23 февраля ребятами не воспринимается. Наверное, поэтому историю этой даты они не сразу смогли связать с несуществующей уже Красной Армией. Не запоминается то, что не нужно.

Для школьников это ответный реверанс Восьмому марта, «день мужчин вообще».

— Мы поздравляем мальчиков как будущих солдат. Авансом…

— А в армии служить хотите?

— Ну разумеется! — мальчишки, традиционно оккупировавшие «галерку», улыбаются. Просто горят желанием прямо сейчас пойти в военкомат, я бы сказала…

— А если будет возможность легально и бесплатно «откосить», пойдете?

Таких не оказалось. Защитник и военнослужащий для ребят — не одно и то же. Приди, как в 41-м, враг, пошли бы на фронт всем классом, это понятно. Причем не только мальчики…

— А почему тогда мы только их 23-го поздравляем? — возмутились девочки.

Правда, в шутку. Традиция в этот день чествовать именно мужчин — почти вековая, и отказываться от нее не будут, назови его завтра более конкретным «Днем военнообязанного». Все равно воспринимается он не так, как указывают в постановлениях президента «О назначении выходного дня в честь праздника…».

Но вот что интересно: парней такая потеря монополии на «гендерную функцию» защищать и оберегать вовсе не радует. И эту свою обязанность (а для кого-то и почетное право) они выполнять согласны даже в мирное время. Сказалась ли обсужденная до этого тема Великой Отечественной, но…

— Будь сейчас нормальные условия для несения службы…

— Побежали бы!

Сначала я подумала, что мальчишки снова шутят. Нет. Действительно бы побежали, сразу после выпускного вечера в школе.

Удивительно? Вообще-то нет. Воины во все времена были уважаемой и, что скрывать, обеспеченной кастой любого государства. Защищать — это почетно.

— Если платили бы зарплату, не было бы страха стать инвалидом…

— У меня брат служил по контракту, машину потом купил. Только потом долго болел….

— И чтобы занимались действительно военной подготовкой, а не красили траву…

— И я бы туда пошла, — мечтательно заметила одна девушка. Мужская половина класса на нее ревностно покосилась: «Для тебя мест не хватит».

Не получается ли так, что смысл Дня защитника Отечества, прямо указывающий именно на военных, смазался именно потому, что у ребят совершенно два разных понятия: современная армия и «как должно быть, если война придет»?

Причем условия содержания американских солдат, с обязательным мороженым на десерт и туалетной бумагой особой марки, вызывает у наших ребят смех. Никто и не представляет, что в наших казармах все будут валяться в халатах с ноутбуками и выбирать на обед блюда из меню. Дедовщина, чересчур «спартанские» условия жизни, бесплатно потерянный год жизни… Да и по популярности профессия военного — даже не в первой десятке. Хотя для многих ребят была бы интересной, в «войнушку» в детстве играли многие.

Защитник Отечества как истинно мужская работа, пока, к сожалению, лишь в представлениях ребят. И станет ли 23 февраля действительно профессиональным праздником без «исторической привязки» к уже несуществующим армиям, а не эфемерным «днем носящих усы» — вопрос не столько из области информации.

P.S. Лично меня в этом разговоре больше всего порадовал один факт. Беседуя и споря о прошлом и настоящем России, все ребята говорили «мы». Мы победили, мы пострадали, мы будем делать… А это для единой страны и одного, пусть многонационального, народа очень многого стоит.

Наталья Буканова, директор школы № 24 Гуково:

«Сейчас ребятам достаточно сложно сориентироваться: смысл некоторых праздников им не могут пояснить и взрослые — сами не знают. Ведь принято, что каждое событие имеет свою историю и конкретное значение, пусть даже сейчас осуждаемое. Был ведь у нас праздник — 7 ноября. Почему же его отменили? И отмечали его пусть не как радостный день, но переломную для нашей страны дату — это тоже наша история. Во Франции до сих пор празднуют день взятия Бастилии именно как веху. Если бы мы более осторожно относились к истории, вероятно, в голове ребят было бы чуть меньше путаницы».

Написать




* Поля, заполнение которых обязательно
Также в рубрике

«Пластилиновая весна»

Такой праздник для детей и родителей состоялся в Детской художественной галерее по инициативе молодежного объединения «Поколение LEX». Сюжет был построен вокруг главных героев ранней весны — птиц и их путешествий в родные края.

Цена мастерства — жизнь

Желание и хорошие физические данные — вот что нужно студенту-спасателю. Есть еще одно важное условие: необходимо учиться в Донском государственном техническом университете.

Мы вместе — это невероятно!

Всё хорошее начинается … с субботников. Это ведь не только когда вениками метут, но и дружнее становятся. То, что субботники сплачивают народ, известно из нашего советского прошлого.

Навеки двадцатипятилетний

О подвиге своего выпускника в 84-й ростовской школе рассказывают всем. Чтобы знали и помнили. Имя Дмитрия Петрова навсегда осталось в скрижалях чеченской войны.

Любовь ботаника

Романтичный боец в «Девятой роте», отвязный мачо в «Любви в большом городе», обаятельный вампирчик в «Дневном дозоре» — таким его полюбили миллионы зрителей. Алексей Чадов — один из самых популярных молодых актеров в нашем кино.

В этом номере