є4-6 от 15 €нвар€ 2010 г.
 ультура

“алисман Ђтомского чудаї

¬от уже п€ть лет на набережной старинного сибирского города стоит неординарный пам€тник с более чем необычным названием Ч Ђјнтон ѕавлович в “омске глазами пь€ного мужика, лежащего в канаве и не читавшего Ђ аштанкуї.

¬ 2004 году монумент, который создал Ћеонтий јндреевич ”сов, произвел эффект разорвавшегос€ снар€да. ѕам€тник стал визитной карточкой города.

ј должно быть, вроде бы, всё с точностью до наоборот. ¬ фигуре  ј.ѕ.„ехова (вы видите на фото)  непропорциональные части тела. —тоит он в пальто, шл€пе, с зонтиком, но у писател€ удлиненные стопы… босых ног.

ќднако к пам€тнику возникло насто€щее  паломничество  и самих томичей, и граждан из других городов. ¬ библиотеках зафиксировали стойкий интерес к… « аштанке».

Ћ.”сов создал не просто  нестандартную скульптуру, а основал при этом новый вид общени€ со скульптурными изва€ни€ми.   јнтону ѕавловичу не только прикасаютс€ (нос отполирован), с ним фотографируютс€, но про€вл€ют своеобразную заботу: весной студенческий люд приносит ему калоши, а зимой — валенки. Ћетом собираютс€ томичи на «„еховские п€тницы», один из редких народных фестивалей в городском интерьере.

ћногих  распирает любопытство, почему скульптор увидел писател€ под таким ракурсом, т.е. из канавы? ¬первые, увидев даже просто фотографию монумента, испытываешь шок, — он походит на карикатуру. ј позже осознаешь, что чем более на него смотришь, тем более хочетс€ разгл€дывать…

“о, что ”сов  скрупулезно изучил творческое наследие  јнтона ѕавловича, несомненно. ј потом создатель узрел в дневниках „ехова  изречение: «“омск — город скучный, нетрезвый…». далее мы можем только предположить, что скульптор решил: «≈сли „ехов увидел город скучным и нетрезвым, то каким же, в свою очередь, его-то, столичного писател€, увидел “омск?..» ¬добавок ко всему  ”сов знал, что «босые ступни чутко слушают землю».

Ѕронзовый „ехов смотрит на жителей свысока и, м€гко говор€, скептически. ќни, тем не менее, не обижаютс€ на гени€. ѕонимают, что некоторые грехи за ними издавна вод€тс€. ј если будет сто€ть „ехов на томской набережной немым укором и оберегом, тогда, быть может, томичи (и не только…) от главного национального греха наконец-то счастливо избав€тс€.

ѕоощрени€

¬ последнее врем€  творческие создани€ и им€ художника Ћеонти€ ”сова  окружают сильные токи всеобщего внимани€. ƒаже ћеждународный биографический  ембриджский центр включил им€ скульптора в число наиболее известных вли€тельных художников ’’ века.

Ќа сегодн€ Ћеонтий јндреевич ”сов — член ћеждународной федерации художников –оссии, член ≈вропейского культурного клуба, член союза театральных де€телей, почетный член московской… писательской (!) организации. –аботы скульптора-самоучки хран€тс€ в частных коллекци€х в јмерике, ‘ранции, √ермании, »талии,  анаде, »спании, а также у ¬ладимира ѕутина, ћихаила √орбачева, ёри€ Ћужкова… ѕортреты  классиков литературы наход€тс€ в двенадцати мемориальных музе€х: ясной пол€не, Ѕолдине, Ўахматове, “арханах, —тарой –узе, —анкт-ѕетербургском музее ƒостоевского…

ј открыл «томское чудо» (теперь только так  именуют его земл€ки) художественный руководитель московского театра —атиры, народный артист –оссии  јлександр Ўирвиндт:

— ћного лет назад, будучи на гастрол€х в городе “омске, мне посчастливилось открыть “алант — чем очень горжусь. ¬ силу слабой воли € поддалс€ €ростному напору со стороны милого взлохмаченного артиста “омского тюза, был погружен им в развалившийс€ «ћосквич»  и доставлен в томские новостройки, где в однокомнатной квартирке хрущевской блочной барачности лежала грустна€ овчарка и охран€ла дров€ной склад. Ѕольше в квартире ничего не было. »з этих дров артист делал скульптуры.

ѕрошло много лет. Ћеонтий ”сов — замечательный художник — выставл€етс€ во всем мире, но, к удивлению, помнит «крестного отца», который, убедив директора московского ƒома актера, устроил ему первую выставку в столице.

»стоки

–одилс€ в одном из сел јрхангельской области. «начительную часть школьных лет провел в сельских интернатах. ¬ 13 лет пошел работать — надо было кормить большую семью. –аботал  водогреем, лесорубом. ¬ыучилс€ на клубного работника, но пошел работать в театр  рабочим сцены.

¬ двадцать лет и сам вышел на подмостки и до сорока  отслужил актером во многих театрах. Ќо «в какой-то момент пон€л, что дл€ стремлений моей личности  рамки театра очень узки. јктер посто€нно зависит от режиссера, партнеров, от художника, от осветител€… ¬ чем-то  эта професси€ €вл€етс€ неблагодарной, потому что любую вновь рожденную идею хочетс€ воплотить в жизнь и сделать это по-своему», — осознал Ћеонтий јндреевич, и  в 1987 году в “омском театре состо€лась его перва€ скульптурна€ экспозици€. ∆урналистам по€снил: ««ахотелось сделать из березового полена знакомую старушку. ѕо€вилась перва€ скульптура — «ќдинока€». ≈й уже более 30 лет».

—оюз писателей

¬ мастерской скульптора бывает много именитых людей. «я потр€сена», — только и смогла произнести –имма  азакова, когда попала в его студию. ”видела  галерею великих людей, которые слишком далеки от канонических изображений. ѕоэтесса посчитала портреты ћастера подлинным литературоведением. » порекомендовала… союзу писателей ћосквы украсить свои р€ды Ћеонтием ”совым, в несвойственной ему роли почетного члена, на что те дали согласие.

÷итаты «из ”сова»

— ћне более всего интересны гениальные люди.  лассики видели проблемы мира глубже, масштабнее, чем другие. ћне занимательно… общатьс€ с ними.

— — „еховым вообще сложно, не могу найти ни начала, ни конца, все врем€ думаю, а мысли по кругу, произвольно, с любой точки. «а что зацепитьс€?

— ≈сть скульптура „ехова с очистительной клизмой… Ёто была мо€ реакци€ на то, что € узнал, что јнтон ѕавлович, будучи  доктором, частенько назначал своим пациентам клизму — как средство простое и эффективное. ј это повод дл€ размышлени€, что не пора ли нам всем тоже очиститьс€? ѕотому что мы столько сил и времени тратим на ерунду! ¬ первую очередь надо ставить оную политикам, потому что они порт€т нас, нашу жизнь, делают ее не лучше, а хуже. ј потом и нам — обывател€м, за то, что позвол€ем им это.

— »скусство должно быть не формальным, а чувственным. ” нас в –оссии много проблем, а посему и больше чувственности, душевности.

— Ќаша страна очень настрадалась. ƒуши были извращены, уничтожены, истоптаны. ј ведь мы даже не пока€лись за сделанное в ’’ веке. ƒумаю, что мы будем очень долго, но идти к духовному возрождению. „ерез наши взаимоотношени€ друг с другом, с самим собой, через церковь.

— ” нашего “омского отделени€ творческого  —оюза художников –оссии есть проект «ѕам€тники дл€ –оссии и мира». “ам множество интересных идей, которые  стали бы славой города. Ќо с реали€ми пока туго… „тобы поставить пам€тник средней величины из бронзы, нужно много денег. Ќо главна€ причина не только в этом. ћногое зависит от интереса  со стороны властей.

— ј в столицу  ¬ас не переманивали?

— ѕереманивали и не только в ћоскву.

— ј как относитесь к сотрудничеству?

— ѕриглашайте…  стати, в Ўвейцарии восемнадцать  пам€тников… —уворову!

ј в –остове-на-ƒону  пам€тник јнтону ѕавловичу „ехову создают только к 150-летию…

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере