є67-69 от 5 марта 2010 г.
 ультура

ƒаже если говорить о любви

Ч  акой диагноз вы поставили обществу своим фильмом?

— ћы не ставили никаких диагнозов. Ќам было интересно рассказать историю про славных, хороших, симпатичных людей, люб€щих, любимых, вот только в жизни у них почему-то не складываетс€. ѕочему? Ќаш фильм — попытка в этом разобратьс€.

Ёто — из ответов кинорежиссера ¬адима јЅƒ–јЎ»“ќ¬ј на вопросы ростовских зрителей, прозвучавшие во врем€ творческой встречи с ним. ѕоводом к разговору стал показ его последнего на данный момент фильма «¬рем€ танцора».

 артина — с мощным послевкусием, автор — личность масштабна€. ”дивительно ли, что на этой встрече звучало так много вопросов, выход€щих за рамки картины?

”знаетс€, но не существует

‘ильм «¬рем€ танцора» сн€т еще в 1997 году, но многие о нем только слышали, и неизвестно, увидели бы или нет, если бы не ћеждународный кинофестиваль «—талкер». ќн включил «¬рем€ танцора» в свою программу, решив: картина по-прежнему актуальна.

ќ чем она? —южет вроде и прост, а попробуй пересказать — все будет так и не так.  оротко — это о трех друзь€х, недавних участниках вооруженного конфликта где-то на юге. “ам они теперь и живут в некоем живописном приморском местечке, вроде и узнаваемом и в то же врем€ фантастическом с точки зрени€ наших геополитических реалий, пытаютс€ наладить личную и вообще нормальную мирную жизнь. Ќо война не отпускает, она и в прошлом, и в насто€щем, и смерть по-прежнему в ее спутницах.

Ќо почему, в отличие от других лент јбдрашитова, сн€тых по сценарию ћиндадзе, путь этого фильма к зрителю оказалс€ так тернист? ќттого ли, что наши там неоднозначны, а не наши… “оже неоднозначны и к тому же не лишены оба€ни€? ¬от что в св€зи с этим сказал сам режиссер:

— Ёта картина была дл€ нас с ћиндадзе серьезной затеей. —удьба ее складывалась непросто. ќдин из ведущих критиков написал суровую статью, нас упрекали: «ј вот у ѕушкина и Ћермонтова офицеры так себ€ не вели». Ќо это же не про современных офицеров. Ёто про тех реб€т, которые надели форму каких-то других времен, живут по-своему…

¬ общем, был вал таких отзывов, но картину защитил ¬иктор ѕетрович јстафьев — на него она произвела сильнейшее впечатление.

«рител€м фильм почти не показывали, но на фестивал€х — в стране и за рубежом — он получил множество призов. ѕочему его не брали на телевидение? —казали: «Ќе надо. Ќе врем€. “ам такие вещи т€желые затронуты. ѕусть немного успокоитс€». Ќе успокоилось.

— Ќе €вл€етс€ ли иде€ терпимости, толерантности, котора€ прослеживаетс€ в этом фильме, иллюзией дл€ реальной жизни?

— ј разве јмерика — не пример того, что идеологи€ толерантности — это способ выживани€?

Ќадо, чтобы в ее осуществлении были заинтересованы и общество, и государство, и власть. ј у нас кому-то не очень выгоден мир, € бы так сказал.

— —уд€ по вашим фильмам, вас как режиссера привлекают «болевые точки» общества?

— Ќет, привлекают темы, характеры.  огда мы снимали «ќстановилс€ поезд», не было задачи сделать фильм про непор€дки на железной дороге. Ќам характер геро€, роль которого исполнил ќлег Ѕорисов, был интересен.

 огда вы пытаетесь рассказать правду о жизни какого-то человека, вы неизбежно выходите на социальную проблематику. » даже если соберетесь сн€ть фильм о любви, то начнете говорить о времени и среде, в которой существуют ваши влюбленные.

— «¬рем€ танцора» — последний фильм, который вы сн€ли по сценарию своего многолетнего соавтора ћиндадзе. “еперь он работает отдельно. ¬ чем причина разрыва?

— Ќе было разрыва. јлександр ћиндадзе — чрезвычайно опытный кинематографист. ” него с годами возникла вполне естественна€ потребность самому сделать кино. » он попробовал, пополнив полк кинодраматургов, которые перешли в режиссуру: јдабашь€н, ћережко, ѕриемыхов, Ѕород€нский… »х — очень много.

ћы с ћиндадзе сн€ли 11 картин, прожили вместе отрезок жизни длиною в 30 лет. —ейчас ћиндадзе работает над новой — второй своей картиной про „ернобыль.

— ј как обсто€т дела со съемками вашего фильма про Ќовочеркасск 1962 года?

— –аботу над ним € не начинал. ћы думали-думали, как подступитьс€ к этой истории, — не подступились.

“еперь режиссер  онстантин ’уд€ков приступил к работе над сериалом о событи€х в Ќовочеркасске. ≈му открыли архив, он говорил, что ‘—Ѕ в этом ему помогает. Ѕолее чем достойный материал дл€ кино. Ѕудем ждать.

“анцуем…

—  ак бы вы охарактеризовали состо€ние современного российского кинематографа?

— “ворческий потенциал существует. ¬опрос в том, нужно ли государству достойное российское кино. », суд€ по последним событи€м, которые происход€т в нашем кино, на этот вопрос трудно ответить положительно.

— ј что вы думаете о сегодн€шнем нашем телевидении?

— Ѕезобразное, страшное €вление. ѕри безответственном отношении со стороны государства. ¬от факт из недавних: когда разбилс€ этот мальчик грузинский в ¬анкувере на тренировке, отечественное телевидение показывало это несколько раз, подробно-подробно, в замедленном темпе. Ќи —и-эн-эн, ни ≈вроньюс, ни Ѕи-би-си — ведущие мировые телекомпании — этого не сделали. Ќе прин€то. Ќельз€.

ј помните, как камеры просто «облизывали» со всех сторон труп ћасхадова — этот «подарок» к празднику 8 ћарта? –азве можно так показывать по телевидению? Ќельз€. ѕотому что могут увидеть дети. Ќельз€ их приучать к сценам крови, насили€.

— „то, по-вашему, €вл€етс€ вопиющим попранием прав человека в нашем государстве и нашем обществе?

— —амое вопиющее попрание прав — это циничное, публичное попрание прав.

— Ќазовите п€ть способов или дес€ть, как выжить в этом мире пор€дочному человеку?

— ≈сли б € знал!.. Ќаверно, всегда важно, чтоб крепкий дом был, семь€. ѕо возможности, надо как можно дольше защищать детей от вли€ни€ государства. » нужно найти какой-то способ самореализации.

— „то из радостей жизни вам ближе: еда? —пиртное? “усовки?  омпани€ друзей? ∆енщины?

— ¬се. ѕотому что это все — жизнь. “усовки, правда, стараюсь обходить: времени и психических сил требуют много, а не дают практически ничего. ƒругое дело общение с друзь€ми. Ќо это уже не называетс€ тусовкой.

— ≈сть ли у вас слабости?  акие?

—  онечно, есть. »ногда сверхответственно отношусь к мелочам: тем вещам, которые надо просто пролистывать.

Ќапример, на съемках надо вести себ€ так, чтобы у актеров не исчезало ощущение игры.

ћы же недаром говорим: «јктер сыграл эту роль»…  огда € вижу напр€жение, с которым какой-то замечательный актер делает свою роль, € уже не ощущаю это как искусство. Ёто — усили€ немножко другой природы.

— ¬ фильме «¬рем€ танцора» вы сн€ли п€ть дебютантов. —реди них была и „улпан ’аматова, но тогда ее еще никто не знал. «ачем вы пошли на этот риск и как добиваетесь того, что все актеры у вас всегда играют замечательно?

— ѕ€теро дебютантов по€вились потому, что хотелось новых свежих лиц (в те годы уже начал образовыватьс€ набор мылообразных). Ќо у этих реб€т был некоторый театральный опыт. Ќадо быть очень плохим режиссером, чтобы профессиональные актеры играли у теб€ в фильме плохо.

— ј почему фильм называетс€ «¬рем€ танцора»? ¬едь этот герой — танцор — никак не может найти своего места в жизни, мечтает о подвигах, ездит на белом коне, играет в «ваше благородие», а на жизнь зарабатывает казачьей пл€ской между столиками в ресторане… ¬ы считаете, что сейчас врем€ таких людей?

— я так не соотносил. ѕросто все мы в конце концов танцуем. ƒа, танцуем, танцуем…

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере

ѕродажа дверей; двери входные дешевые . ћонтаж дверей.