є391-393 от 20 но€бр€ 2009 г.
 ультура

Ћегка€ речь Ч это нелегко

ќднажды к јлександре »вановне Ѕирюковой пришел врач. ѕрекрасный специалист своего дела, но человек в себе совершенно не уверенный. ќн сильно сутулилс€, голову держал опущенной, слова произносил так, словно рот у него был набит кашей.

–азобрать, что молодой человек говорит, было иногда просто невозможно. « ак же вы общаетесь с пациентами, коллегами?» — удивилась јлександра »вановна. «ј € им пишу и рисую», — ответил врач.   јлександре »вановне его подтолкнули прийти обсто€тельства. —пециалисту предсто€ло выступить на очень важной конференции, и его речь, хот€ бы, должна была быть членораздельной. ”же после нескольких зан€тий с јлександрой »вановной молодой человек преобразилс€: стал ходить пр€мо и чаще улыбатьс€, словно начал больше довер€ть люд€м. ј все потому, что теперь его могли пон€ть окружающие.

¬ообще јлександре »вановне  чаще приходилось ставить речь дикторам, журналистам, актерам. Ћюди этих профессий, как правило,  умели строить правильно предложени€ и доносить смысл, а вот с произношением проблемы были и у них.

— јлександра »вановна, € думала, хорошие голоса даютс€ от природы.

— “ак оно и есть. Ќо над четкостью произношени€ и умением говорить долго приходитс€ работать. ѕри формировании звуков задействованы €зык, губы, зубы. ќни у всех разной формы, поэтому одни и те же слова из уст разных людей звучат по­разному: кто­то присвистывает, кто­то картавит. Ќа нашу речь оказывают вли€ние особенности говора того места, где мы живем. Ќапример, дл€ нас, жителей юга –оссии, характерно «гэканье», утрирование звука «р» перед «и» («пришел», например, произнос€т, как «пррышел»), умеренное «аканье» (в слове «окно» первый звук произноситс€ не как полный «а», а как укороченный, наподобие «ыкно»). ’от€ вообще дл€ нашего говора редуцирование (укорачивание гласных звуков) не характерно. „исто в русском €зыке звучит только один гласный — ударный звук, остальные гласные укорачиваютс€. Ёто значит, что слово «молоко» должно произноситьс€ как «млко», а не «малако».

„тобы говорить долго и не уставать, нужно научитьс€ речевому дыханию, при котором только в начале речи совершаетс€ вдох, а дальше, когда воздуха не хватает, делаютс€ доборы воздуха, в общем­то, те же вдохи, но быстрые и короткие. ¬ыдох же при речевом дыхании следует делать долгий и медленный. ƒобор совершаетс€ в логическом перерыве между словами, а выдох — во врем€ того, как мы говорим.  роме того, дышать нужно так, чтобы в движение приходила не только грудь, но и диафрагма.

— ¬ классической литературе часто описываетс€, как женщины дышат грудью. Ёто неправильно?

— ƒыхание грудью (верхнее дыхание) у нас жизнеобеспечивающее, поэтому оно владеет нами: если мы не сделаем вдох — мы умрем. Ќо когда в движение у нас приходит одна грудь, набрать много воздуха мы не можем: в легкие попадает его столько, сколько необходимо дл€ обеспечени€ жизнеде€тельности организма.  огда же при вдохе (доборе) задействуем еще и диафрагму, происходит автоматическое обеспечение жизнеде€тельности организма, а также хватает  воздуха, чтобы произнести длинную фразу. —воим ученикам говорю так: верхнее дыхание владеет нами, нижним дыханием владеем мы. Ќа зан€ти€х по постановке голоса тренировке нижнего дыхани€ отводитс€ значительное внимание. ћне 80 лет, а € могу говорить час, два, шесть и не устану, не по€витс€ одышка, потому что у мен€ отработано нижнее дыхание.

ѕомню, была € в горах, причем уже далеко не студенткой. ¬ нашей группе были люди разных возрастов, с разной физической подготовкой. Ќам предсто€ло сделать подъем. ћен€ нашли самой слабой и поставили в начале колонны, а парни из –ј”, как наиболее крепкие, ее замыкали. я сначала испугалась.  ак же мне подниматьс€ и быстро, чтобы молодежь не ждала мен€, и аккуратно, чтобы ни в коем случае из­под моей ноги и камешка не полетело. » € нашлась. —тала напевать про себ€ песню «≈сли хочешь быть здоров». ќна ритмична€. ќчень подходит дл€ того, чтобы делать через равные промежутки времени одинаковые по объему доборы и постепенные выдохи. “ак € подн€лась до самой вершины, ни разу не остановившись и не запыхавшись. я делала мало доборов, так как концентрировалась на постепенном выдохе. ј ведь мы, когда занимаемс€ любой физической работой, начинаем часто делать вдохи и от обили€ кислорода устаем.

— ј как отработать нижнее дыхание?

— —пособов много. ѕриведу пример с упражнением «“ридцать три ≈горки». —делав вдох, говорите: «Ќа горе — на горке сто€ли тридцать три ≈горки». —нова делаете вдох и говорите, не добира€ воздуха: «–аз ≈горка, два ≈горка», — и так до четырех ≈горок. ƒелаете добор. ѕотом снова повтор€ете поговорку, делаете добор воздуха и считаете уже до п€ти ≈горок. „ереду€ поговорку со счетом, повтор€ете до дев€ти ≈горок. “ак вы научитесь набирать много воздуха и расходовать его, разговарива€, причем не устава€. 

— ”пражнени€ кажутс€ совсем простыми. Ќеужели актерам и дикторам став€т голоса именно так?

— ѕостановка голоса — это цепь зан€тий. —начала мы учимс€ мышечно расслабл€тьс€, чтобы тело было не напр€жено. «десь нередко используютс€ приемы из йоги. ѕотом переходим к  артикул€ции (разработке €зыка, губ, щек). —о стороны эти зан€ти€ поход€т на кривл€ние, потому что приходитс€ выт€гивать €зык, облизывать зубы, раст€гивать и складывать трубочкой губы и т.д. –езультат разработанной артикул€ции — хороша€ дикци€. ѕо отдельности все зан€ти€ и упражнени€ по постановке речи кажутс€ легкими. Ќо на деле с ними не каждый сразу справитс€. —ложно бывает, когда от зан€тий переходишь к практике, и все навыки, отработанные на этих упражнени€х, приходитс€ примен€ть разом. “о есть просто говорить, но говорить правильно и красиво, да так, чтобы тво€ речь воздействовала (иначе, зачем вообще говорить?), очень не просто. я окончила режиссерский факультет в √»“»—е. “ак вот, мо€ преподавательница говорила, что легка€ речь даетс€ непросто. я почувствовала это на себе. ќбуча€сь в театральной студии, ради которой бросила 10­й класс, произношению удел€ла в день по несколько часов, а во ћ’ј“ не поступила по одной причине: сказали, что у мен€ плоха€ дикци€.

— Ќеужели на вашу речь не обратили внимание в √»“»—е?

— ћен€ и туда не хотели брать по той же причине. Ќо преподавательница сказала, что у мен€ богатое видение, то есть € представл€ю себе то, о чем говорю, а значит, могу заставить окружающих поверить мне. ѕосле поступлени€ мо€ защитница много индивидуально занималась со мной техникой речи, а потом прикрепл€ла ко мне более слабых сокурсников, которым улучшить дикцию пыталась уже €.

— ¬ы по специальности непосредственно работали?

— ” мен€ два образовани€. я окончила филологический факультет –√”, больше по насто€нию родителей, чем по собственному желанию, и режиссерский факультет √»“»—а. я мечтала стать актрисой (даже учась в –√”, выступила в трех полнометражных спектакл€х), но поступать в ћоскву поехала уже после того, как отучилась в университете в –остове, пропустила год учебы в школе из­за войны и еще год из­за театральной студии, которую через несколько мес€цев существовани€ закрыли. ћне было уже за двадцать, а девочки приходили на курс после школы. “руппа, собственно, из курса и формируетс€, так что € могла претендовать только на роли старух. ј театр € любила, поэтому остановила свой выбор на режиссерском факультете.

ѕо окончании √»“»—а работала в ћинском республиканском детском театре. ѕотом мне пришлось покинуть Ѕелоруссию. ¬ернулась на родину в –остов и стала работать на телевидении. “ам же впервые € зан€лась преподавательской де€тельностью. »звестна€ в свое врем€ ведуща€ –озали€ ѕучковска€ была сначала техническим работником на радио. —отрудники заметили, что у нее красивый голос, попросили: «—делай из нее диктора». —делала. ѕотом было решено организовать посто€нные зан€ти€ по постановке речи дл€ работников местного радио и телевидени€, которые € и проводила. —егодн€, когда слышу голоса своих учеников в программах телевидени€, они мен€ радуют.

— ј вообще вам нравитс€, как говор€т сегодн€ на телевидении?

— — экранов поступает много информации о насилии, убийствах, о том, что родители не могут поделить детей. “акие новости, как ни читай, все равно слушать непри€тно. ј между тем, сейчас много хороших молодых дикторов и ведущих. ’отелось бы, чтоб и то, о чем они говор€т, не было столь негативным, тогда и красоту €зыка будет легче заметить.

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере