є99-101 от 2 апрел€ 2010 г.
 ультура

 то мы? ќткуда мы?

ѕисательница Ќаталь€ —уханова: Ђя верю не в Ѕога, а в божественность Ч очень большую сложность и величие мираї. ≈е прозу хвалил ¬иктор јстафьев.

–остовский писатель ¬италий —емин, прочитав рассказ Ќатальи —ухановой «ќт вс€кого древа», послал автору письмо со словами: «Ёто не литература. Ёто сама жизнь…». ¬ устах человека, считающего, что писать о том, чего не видел — стыдно, это была наивысша€ похвала. ќднако —уханова с одинаковым успехом выступала и как писатель-реалист, и как автор фантастических книг дл€ детей. ≈е перу принадлежат повести «ѕодкидыш», «ћногоэтажна€ планета», «¬ пещерах ћурозавра», «—казка о ёппи»…

«десь € сделаю паузу и расскажу следующую историю. Ёто было в детстве, когда читать € уже умела, а вот думать, размышл€ть — еще нет.  то-то принес «—казку о ёппи». Ќе помню уже, как € ее читала, но зато помню цвет обложки — желто-серый, и помню рисунок на ней. » то, что все вокруг должны были прочесть «ёппи», так мне казалось. Ёто была мани€. ∆алость, что книга заканчиваетс€, и смутное ощущение, что она вроде как не закончилась и к чему-то зовет. »сторию ёппи, пришельца с другой планеты, который пытаетс€ ответить на вопрос «кто €?», путешеству€ по свету и выслушива€ разные истории, €, видимо, прин€ла близко к сердцу — долго помнились даже отдельные фразы. ¬ финале герой нашел «своих», а счасть€ не наступило — и это было взросло и грустно…

¬ 2009 году Ќаталь€ —уханова получила за роман «ѕо имени  сени€» „еховскую премию по литературе. ”дивительно, но в этой книге присутствует тот же, что и в сказке, сюжет: странствие, познание, поиск истины. » даже само им€ героини переводитс€ с греческого как «чужа€».

«я не была такой €ростной»

»де€ книги, признаетс€ писательница, по€вилась у нее во врем€ перечитывани€ романа «ѕодросток»:

— я читала ƒостоевского и думала — а почему считаетс€, что только мальчики мысл€т? ј девочки, что же, не размышл€ют? Ќе рефлексируют?

“ак по€вилс€ замысел романа о «рефлексирующей девочке». ѕоступив после войны в ћосковский юридический институт, студентка  сени€  рутских прилежно ходит на лекции. Ќо уже чувствует, что это — не ее. ¬ крайнем случае, она будет работать по специальности, но не более. ќна пишет поэму о  диалоге человека с Ѕогом, где повтор€етс€ рефрен «ƒл€ чего живем, дл€ чего умираем, √осподи?», который можно назвать лейтмотивом произведени€. ѕризнани€ ее стихи сперва не наход€т. Ќо вопрос поставлен ребром, и надо на него отвечать.

— Ќаталь€ јлексеевна, в судьбе героини очень много совпадений с вашей биографией. ћосковский юридический институт, работа нотариусом в деревне, затем переезд в курортный город… »ными словами,  сени€ — это вы?

— Ќет, это не €. Ќе мо€ семь€, не мо€ внешность, не мой темперамент. я не была такой… €ростной, что ли? «Ќенавижу себ€!» — такого у мен€ не было. я всегда относилась к себе спокойно. Ќо могу сказать, что писать € способна только о тех местах, где была, и о той работе, которой действительно занималась. ѕод другими названи€ми описаны реальные города. ј внешность  сении и некоторые факты жизни € вз€ла у одной своей близкой подруги.

—  ак вообще создаетс€ литературный персонаж?

— Ќи один человек в книге не описан таким, какой он в жизни. ¬от… лучше € так объ€сню: мы, каждый из нас, генетически вобрали в себ€ поколени€ предков. “ак  и персонаж создаетс€ из многих людей. „то-то подсмотрела у одного, что-то у другого, что-то у третьего… Ѕеру, что мне нужно, чтобы создать цельную личность. ≈сли иметь в виду главных героев, а не эпизодических. ” мен€ — так.

— «“ворческий путь» героини начинаетс€ с написани€ поэмы. ј сами вы помните момент, когда начали сочин€ть?

— ѕомню, мне было лет одиннадцать, когда € решила создать историю некой семьи. ¬з€ла все семейные фотографии, которые были, обрезала их, чтобы остались только лица — € думала, что когда € их помещу в выдуманную историю, это будет интересно. ѕредставл€ете, как мне за это влетело? ѕримерно в том же возрасте € начала писать стихи. —тал вопрос о боге — видимо, под вли€нием ƒостоевского. ѕоверила в бога, сделала себе тайную «церковь»… Ќо вскоре мне попались книги по астрономии, и это было потр€сающе интересно. “€гу к религии вытеснил интерес к строению ¬селенной. “ак что € человек неверующий. ј вот наука мен€ всегда привлекала и привлекает по сегодн€шний день.

∆изнь и смерть

¬ конце 80-х прошумел рассказ —ухановой «ƒелос» — об уникальном случае из практики врачей-акушеров. ” одной из рожениц была вы€влена так называема€ доношенна€ внематочна€ беременность: ребенок развилс€  не в матке, а в брюшной полости. ‘изически это почти неверо€тно и смертельно опасно, но такой случай был, и знакомый хирург рассказал о нем писательнице.

— ¬ рассказе много медицинских подробностей.  ак вы их узнавали?

— —ам эпизод, который лег в основу рассказа, рассказали мне до переезда в –остов, но над «ƒелосом» € работала уже здесь. ѕопросилась присутствовать на операци€х и родах в ÷√Ѕ, чтобы узнать акушерство вблизи.

— ј страшно не было?

— ¬начале мен€ привели просто на операцию.  ажетс€, это была €зва желудка. ѕредупредили: когда будут делать разрез, не смотри, а то станет дурно. Ќу, € глаза, конечно, закрыла, а потом все-таки не выдержала, и одним глазком — в чем же там дело? ќказываетс€, на белой-белой коже (а свет очень €ркий) вдруг проступают капельки крови. ƒействительно, можно сознание потер€ть… ѕотом € притерпелась, ходила и на кесарево, и в родзалы. «аметила, кстати, что из студентов зрелища родов не вынос€т чаще именно девушки. ј мальчики ужасно болеют за женщин. —ильно переживают, очень погружаютс€ в происход€щее.

 азалось бы, кака€ св€зь между беременностью, родами — и темой познани€? ѕо мнению —ухановой — пр€ма€: «јх, ты хочешь, дочеловек, подн€тьс€ на ноги, посмотреть вокруг и вверх? “ы хочешь мыслить? Ќу что ж, за это заплат€т твои матери, жены и дочери. Ќе зр€ в библейской легенде именно женщина выбрала плод познани€ — кто платит, тому и выбирать.  то выбирает, тому и платить. »менно род€ща€ расплачиваетс€ за пр€мохождение и большой мозг.  «а равенство богам — муки в родах».

— ћен€ привлекла в этом эпизоде случайность, — говорит —уханова о «ƒелосе». — –едкое событие. Ќо зачатие — это вообще каждый раз единичное и очень большое событие. ј сколько должно было произойти случайностей, чтобы по€вилась жизнь? » ведь сочинительство тоже подчинено этой, что ли, спонтанности. ‘акты следуют друг за другом, но св€заны они не логикой…

— ¬ ваших рассказах, да и в романе большую роль играет тема войны. ¬ войну вы были подростком.  акой след она оставила в вашей жизни?

— ∆елезноводск, где мы жили, был оккупирован немцами в августе 42-го. ћо€ мать была врачом, но не хотела работать на немцев и пошла работать мойщицей ванн – город-то курортный, в санатори€х были лечебные ванны…  то-то написал на нее донос. —ыграла роль не только эта смена работы, но еще и то, что мой старший брат ёрка, когда уходил из города, мельком бросил, что, мол, если не успею пробитьс€ к нашим, пойду к партизанам… ћы хотели уйти все вместе, но € тогда очень сильно болела мал€рией.  стати, в то врем€ € очень много читала.  то-то слышал ёркину фразу и донес. ћаме передали, что видели ее им€ в расстрельных списках. ќна заметалась, не зна€, что делать, она не была готова к такой ситуации. Ѕыл расстрел€н начальник электростанции — за то, что уничтожил электростанцию, другие люди, знакомые и не знакомые… Ќам просто повезло — это были последние дни перед тем, как немцы ушли из города. ѕросто они не успели.

¬ойна, конечно, уничтожила мою привычную картину мира. ƒо войны мне все люди казались прекрасными.

«¬ войну не живут, в войну терп€т», — пишет —уханова. » еще: «¬се живущие живут, сохранились благодар€ кому-нибудь.  аждый день человеческой жизни оплачен другими. ƒолгов не спрашивают». ¬оенной теме посв€щены ее рассказы «јнись€», «¬ода возьмет», «Ћиди€ јлексеевна».

„то дальше?

–оман «ѕо имени  сени€» Ќаталь€ —уханова писала без малого 40 лет, с начала 70-х. Ќо интересней всего то, что работа над произведением все еще продолжаетс€. ћожет быть, впервые в истории литературы премию получил  незавершенный текст…

— ¬ 2008 году была опубликована перва€ книга романа, в 2009-м — втора€, — объ€сн€ет писательница. — « сени€» получила премию как роман-дилоги€. Ќо мною планировалось п€ть книг. —ейчас заканчиваю работу над п€той… Ѕудет ли продолжение — не знаю.

ѕо замыслу автора, действие романа заканчиваетс€ в 70-х. ћожет быть, в нем отраз€тс€ впечатлени€ от приезда в –остов…

«а рассказ «ќт вс€кого древа» писательницу обвин€ли в порнографии, за «ƒелос» — в излишнем натурализме. ј детские книги ругали и те, кто ценил ее: «тратишь талант на глупость».

Ќо ведь многие эпизоды ее сказок воспринимаютс€ как метафоры.

¬от птица  арамба пытаетс€ узнать у человека, кто такой ёппи:

«— ќнтологи€! —убъективизм! — крикнула она дл€ начала, едва влетев в комнату к ”мному „еловеку.

— ќп€ть затвердил! — крикнула ”мному „еловеку из соседней комнаты его жена.

— —убъект, объект и предикат! — сказала еще  арамба, прежде чем приступить к делу.

”мный „еловек молчал, словно подавилс€.

“огда  арамба сказала:

—  то €?  то ты? — и еще раз: —  то €?  то ты?

— ѕотр€сающе! — закричал наконец ”мный „еловек. — — птичьими мозгами, и так разговаривать!

—  то €?  то ты? — попробовала его вразумить  арамба. —  то мы? ќткуда?

Ќо ”мный „еловек повел себ€ совсем не по-умному.

— Ћови ее! — крикнул он. — я посажу ее в клетку и буду развлекать своих гостей!

 арамба этого не ожидала и впопыхах не сразу нашла окно…

—  огда слишком много мыслей, — говорила она потом ёппи, — то уже ничего не видно. я думала, одна-две книги его вразум€т, но их было слишком много.  арамба была уверена, что это мысли подн€лись в воздух, а не пыль…»

—ейчас книги Ќатальи —ухановой можно прочесть только в »нтернете.

—редствами, достаточными, чтобы печататьс€, она не располагает.

—  огда в 90-е мы пон€ли, что за издание книг надо теперь платить, € спросила мужа: «≈сли не уверен, что не напечатают, зачем писать?». «атем, ответил он, что, когда пишешь, думаешь по-другому — гораздо глубже.

” мен€ многое надумано, но € еще даже не дошла до этих лет. Ѕутылка с посланием брошена в море, а кто ее выловит? Ќо € не могу не писать.

—правка «Ќ¬»

Ќаталь€ јлексеевна —уханова родилась в “омске в 1931 году. ¬ 1939 году вместе с семьей переехала в ∆елезноводск, в 1948 году приехала в ћоскву дл€ поступлени€ в институт. ѕосле окончани€ института работала юристом в  алининской области, после переезда на юг — экскурсоводом, журналистом, техническим секретарем. ∆ила в ѕ€тигорске, “ырныаузе, “аганроге. ¬ –остов переехала в 1969-м.

ѕубликоватьс€ начала в 1961 году в журналах «ћолода€ гварди€», «Ќовый мир», «ќкт€брь», «ƒон», «Ќаш современник». — середины 60-х ее повести и рассказы стали выходить отдельными издани€ми. ѕо книге « адриль» был сн€т художественный фильм «ѕрошлогодн€€ кадриль». –ассказ «ƒелос» вошел в американскую хрестоматию по русской литературе.

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере