є99-101 от 2 апрел€ 2010 г.
 ультура

ѕоститьс€ можно, если возможно

ѕравославные в такие дни воздерживаютс€ от животной пищи, мусульмане Ц от еды днем, у буддистов их, можно сказать, нет вообще. –ечь идет о постах.

» хот€, как подчеркивают люди церковные, в их соблюдении важен прежде всего духовный аспект, многие из нас привыкли воспринимать пост именно как умеренность в пище. ƒаже диету сегодн€ часто приурочивают именно к посту. », в общем, если придерживатьс€ народной традиции, не так уж это неправильно. ѕо крайней мере, в словаре ¬.». ƒал€ в определении поста «воздержание от скоромной пищи»  выноситс€ на первое место.  аким же должно быть это воздержание, и должно ли оно быть вообще?

ѕосты в православии

ќни должны восприниматьс€ верующими людьми прежде всего как праздник. ¬едь это врем€, которое специально предназначено дл€ того, чтобы человек стал лучше. ¬ обычные дни люди часто не могут сдержатьс€ от того, чтобы не согрешить, а в пост православные должны о своих  греховных порывах думать особо и удерживатьс€ от них, тем более что в это врем€ господь сам помогает желающим стать на правильный путь, дает им силы. ¬ пост нужно особо заботитьс€ о мире в своей душе и здоровье в теле.

— «аставить человека поститьс€, — рассказывает отец јнатолий, клирик храма преподобного —ерафима —аровского, — не может никто. ќн должен сам вз€ть на себ€ об€зательства. » они могут вовсе не заключатьс€ в том, что верующий в точности будет следовать церковным канонам. —обирающийс€ поститьс€, главное, должен трезво взгл€нуть на себ€ и решить, от чего пагубного его может избавить конкретно этот пост.  то-то, возможно, поставит дл€ себ€ цель избавитьс€ от матерной лексики в повседневной речи, кто-то — справитьс€ с перееданием, кто-то — с гневом. ѕрежде всего, человек должен себе самому пообещать покончить с этим грехом, хот€ в идеале лучше было бы посоветоватьс€ со своим духовником, чтобы он помог.

¬сего в православии существует 4 поста, не счита€ однодневных, по средам и п€тницам, а также постов в честь трагических событий, например пост в пам€ть об усекновении головы »оанна ѕредтечи. ¬ однодневные посты верующие воздерживаютс€ от животной пищи, как и в остальные. Ќо если в посты перед –ождеством и перед празднованием дн€ ѕетра и ѕавла рыбу есть можно, то в остальные этого делать почти нельз€. ѕредпасхальный пост и пост перед ”спением в августе считаютс€ сложными. »меетс€ только два дн€ в ѕредпасхальном посту и один в ”спенском, когда можно употребл€ть рыбу.  роме того, в начале ¬еликого, ѕредпасхального, поста желательно три дн€ воздержатьс€ от пищи вообще. Ќе рекомендуетс€ также есть в первой половине дн€ в рождественский и крещенский сочельники: 6-го  и, соответственно, 18 €нвар€. ќднако, прежде всего, не стоит забывать, что в пост человек не должен вредить ни здоровью душевному, ни физическому, и самым жестким критерием пост€щегос€ €вл€ютс€ его помыслы, стремление стать лучше. ¬ этом православный пост очень близок мусульманскому.

ѕосты в мусульманстве

ќни означают отказ, воздержание. ќтказ от еды, воды и близости в светлое врем€ суток. ƒаже любой предмет больше горошины, если его проглотить умышленно, считаетс€ нарушением поста.  √лавное в мусульманском посте — намерени€.

— јллах желает облегчений и не желает затруднений, — рассказывает имам хатыб Ќаиль ƒжафарович Ѕикмаев. — —оздатель — люб€щий, и не хочет вреда человеку.

ѕоэтому в исламе, как и в православии, люди, имеющие проблемы со здоровьем, могут не воздерживатьс€ от необходимой пищи. “ак же не ограничивать себ€ в еде могут и путники. ќднако по возвращении домой они об€заны соблюсти пост в другие дни. „то же касаетс€ людей, которые не имеют возможности воздерживатьс€ от прин€ти€ пищи по состо€нию здоровь€, то они об€заны накормить бедн€ка такое же количество раз, сколько сами должны были бы от нее отказатьс€.

¬ообще  в исламе все посты дел€тс€ на об€зательные и добровольные.   об€зательным относитс€ –амазан, который длитс€ не более 30 дней, а к дополнительным — каждый понедельник и четверг.  роме того, мусульманин должен поститьс€ по три дн€ в мес€це, так как в исламе за одно хорошее дело человек получает дес€тикратное вознаграждение. ≈сли человек постилс€ три дн€, то перед јллахом он словно бы воздерживалс€ все тридцать.

«апреты с едой в пост дл€ мусульманина такие же, как и в обычные дни: нельз€ есть свинину, употребл€ть спиртное, курить, есть любое м€со не запретного животного, которое не зарезано с именем јллаха.

¬ообще –амазан в исламе называют «щедрый». ѕотому что отнимает он у человека мало, а дает много. ѕост в исламе — это духовное очищение, в первую очередь. √олодание помогает пон€ть человеку чувства обездоленного. √олодающий становитс€ более милосердным.  роме того, –амазан прив€зан к лунному календарю.  аждый год он передвигаетс€ на 10-12 дней назад. «а 33 года, таким образом, соверша€ полный цикл. «а 33 года человек успевает соблюдать пост в жару, когда сделать это довольно т€жело, и в холод, когда не принимать ничего днем значительно легче. Ёто непосто€нство также показывает, как изменчиво все в этой жизни, что за трудност€ми приходит облегчение и наоборот.

ѕосты в буддизме

— »х в знакомом дл€ нас понимании этого слова во многих школах буддизма не существует, — рассказывает —танислав Ѕогатин, секретарь –остовского буддийского центра алмазного ѕути школы  арма  агью. — ” этого есть несколько причин. ќсновна€ заключаетс€ в буддистском взгл€де на тело  как на инструмент принесени€ пользы всем существам и защиты их от страданий. “о есть  пища — это то, что необходимо дл€ нормального функционировани€ организма. «дорова€ пища в умеренных количествах — вот, что хорошо дл€ буддиста.

ќднако у представителей этой религии все-таки существуют некоторые ограничени€ в приеме пищи. ќни не так распространены и св€заны, как правило, либо с выполнением определенных практик, либо с монашескими обетами. Ќапример, в ходе выполнени€ некоторых практик буддисты не ед€т м€са, не употребл€ют в пищу лук и чеснок, воздерживаютс€ от алкогол€. Ёти ограничени€ действуют лишь на прот€жении практики, и потом буддист возвращаетс€ к своему обычному рациону. Ќа питание буддистов оказывают вли€ние местность и культура, в которой они живут. √де-то жирна€ пища может стать опасной дл€ здоровь€, например, в жарких странах, а где-то рацион настолько скуден, что без в€леного м€са просто не обойтись, например, в “ибете. Ќаличие или отсутствие каких-то ограничений в пище при этом также может быть обусловлено той или иной культурой, но всегда основано на буддистском взгл€де.

ѕосты как диета

ѕосты как диета, считает »горь Ќиколаевич Ѕычков, ассистент кафедры клинической диетологии –ост√ћ”, очень даже полезны, по крайней мере, православные. ѕотому что дробное прин€тие легкой растительной пищи, в общем, только способствует улучшению работы организма. ќднако при этом посты нужно выдерживать от начала до конца в точном соответствии с нормами.

— ѕридерживатьс€ их нужно только люд€м здоровым, — считает специалист. –  роме того, если человек в своих силах не уверен, то тоже незачем прибегать к воздержанию.  то-то может ограничитьс€ исключением из рациона только м€са, например. Ёто и организм разгрузит, и выработке волевых качеств будет способствовать, и человеку позволит выдержать пост от начала до конца. ’уже всего, когда во врем€ поста случаютс€ перегибы: сначала человек ест только постную пищу, а потом или срываетс€, или позвол€ет себе один денечек, например, на день рождени€, есть все подр€д.

“акже, отмечает диетолог, очень важно правильно выходить из поста. ѕроблемы со здоровьем, как правило, и возникают именно в период разговени€. ќрганизм привык к поглощению легкой пищи, поэтому особо налегать на жирную, трудноусво€емую еду не стоит. Ёто пр€мой путь к панкреатитам, холециститам.

ѕравда, рассказывает врач, в период поста организм в должной мере все же не получает белка, однако, если верующий не страдает болезн€ми, ведущими к истощению, например, туберкулезом, подобное воздержание пойдет ему только на пользу.

— ћусульманский пост тоже может пойти во благо, — отмечает специалист, — только если приемы пищи будут не очень большими, и в рацион не войдут т€желые блюда.

„то же касаетс€ буддистов, то здесь »горь Ќиколаевич ответил однозначно:

— ”меренность, она хороша всегда и во всем. ≈сли человек не нагружает особо свой организм, то, в принципе, и разгружать его не к чему.

Ќаписать




* ѕол€, заполнение которых об€зательно
“акже в рубрике

 осмическое восхождение 1945 года

¬се взаимосв€зано в истории человечества. ƒумал ли английский премьер ”инстон „ерчилль, что, сообща€ главе —оветского —оюза »осифу —талину в секретной переписке об ужасах фашистских обстрелов Ћондона новым немецким секретным оружием, тем самым разбудит в —талине интерес к ракетной технике?

¬ –остов, за самоварами...

” кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у ј. ¬. «апорожца на полках Ч самовары: маленькие, большие, потускневшие и блест€щие, всего около 400. јлександр не коллекционер, а руководитель реставрационной мастерской самоваров и предметов старины.

¬споминают в космосе “аганрог

“а бандероль из ћосквы пришла в момент, когда музей “аганрогского радиотехнического университета еще только создавалс€, и его новоиспеченный директор ќлег Ќабоков сто€л в пустом зале, прикидыва€, где какую витрину разместить.

Ќеизвестные гении, объедин€йтесь!

ћолодые ростовчане успешно реализуют крупный творческий интернет-проект. ¬ эти дни исполн€етс€ год сайту ЂЌеизвестный генийї, получившему надежную прописку в »нтернете.

ћагомет к горе или гора к ћагомету?

¬ выпуске Ђ луба потребителейї мы говорили о проблемах, св€занных с Ђмелкойї техникой: мобильными телефонами, аудиоплеерами, электрочайниками и т.д. Ч то есть тем, что можно унести в руках. “ема же этого выпуска Ч крупногабаритна€ техника.

¬ этом номере